Умер Виктор Гвоздицкий

Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Так бывает, живет актер, и все вроде знают, что он выдающийся, талантливый, ни на кого не похожий, но вот его не стало, и сразу спохватились, как же так, а ведь он мог бы и то, и это, и как будто не додали ему признания, почета и не получили от него всего, что могли бы.

Виктор Гвоздицкий был эксцентриком, но и тонким лириком, и еще умным актером, не рациональным, а умным, с развитым интеллектом, наличие которого не мешало ему быть легким, подвижным, живым и очень эмоциональным. В кино он снимался мало, лучшие свои роли сыграл у Александра Зельдовича, в «Закате» по Бабелю и в «Москве» по Сорокину, фильмах, малознакомых широкой публике да и профессионалами оцененных неоднозначно. Но Гвоздицкий искал не признания, а интереса, ему было важно пробовать решать сложные задачи, искать что-то серьезное, относящееся к высшим целям искусства.

Поэтому ему и в театре не сиделось на одном месте, он искал ролей, режиссеров, театральных идей.

На режиссеров ему везло, но и время было весьма плодотворным. Работал в Риге с Шейко и Шапиро, переехал в Ленинград, а там: «Я вспоминаю театральный Ленинград 70-80-х годов. Сегодня ни в Петербурге, ни в Москве нет такого сонма режиссерских имен: Опорков, Додин, Шейко, Яновская, Голиков, Фоменко, Гинкас, Падве, Воробьев, Дворкин, не говоря уж о старших — Товстоногов, Агамирзян, Владимиров, Корогодский, Кацман, Белинский, Хамармер», — и надо отметить, что перечислял имена Гвоздицкий не формально, он умел ценить хорошую режиссуру и умение режиссера работать с актером. И в Москве, куда переехал в 1984 году, он работал с отличными режиссерами: в театре «Эрмитаж» с Левитиным, во МХАТе с Ефремовым, в ТЮЗе с Гинкасом…

Последним местом его работы стала Александринка. Пришел туда снова — на режиссуру, на идею, ради обновления старейшей сцены. К Валерию Фокину играть Голядкина в «Двойнике». И при этом наслаждался театральной историей, вкус к которой имел всегда. И даже мечтал: «Стоишь на этой сцене и видишь пять взмывающих сияющих ярусов, партер кажется копейкой, а он далеко не копейка, он большущий! Когда в финале „Двойника“ Голядкина спускают вниз — в смерть, Фокин просит, чтобы я глаза прятал. А я не могу их прятать: охватывает такое чувство, что я больше никогда ни в какой роли не выйду ни на эту сцену, ни на какую другую. Потому что это апофеоз: пять золотых ярусов, полусвет от канделябров, этот зал с головами, эти красные ковры. Такое ощущение счастья, покоя, какое не может повториться. Я думаю, как было бы прекрасно умереть здесь по-настоящему!»

Умер Виктор Гвоздицкий в Москве, не дожив до 55 лет, в больнице, от тромба. Был бы у него юбилей, ему бы сказали и товарищи, и критики, и зрители, какой он замечательный актер, вспомнили бы его роли: Пушкина в знаменитом спектакле Камы Гинкаса «Пушкин и Натали», Арбенина в «Маскараде» Николая Шейко, Арто в спектакле Валерия Фокина «Арто и его двойник»… Не случилось. Не дожил. Не услышал.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000