Театры и камергеры

Ирина Мак, Известия, 10.08.2007
Камергерский переулок когда-то называли Спасским — по Спасо-Преображенской церкви, разобранной в 1787-м. И Старогазетным — из-за типографии «Московских ведомостей». В СССР он стал проездом Художественного театра — в честь МХАТа, а теперь вернул себе последнее дореволюционное название, которое вошло в традицию благодаря чинам давнишних домовладельцев. Переулок изучала обозреватель «Известий» Ирина Мак.

1. От Римского-Корсакова — к Станиславскому

Участок, где стоит МХТ, в конце XVIII столетия отошел к князю Петру Одоевскому, построившему на нем деревянные хоромы. В 1812-м хоромы сгорели, и князь стал строить новый дом — с шестью колоннами, двумя флигелями и мезонином. В 1851-м, при новом домовладельце С. А. Римском-Корсакове, женатом на кузине Грибоедова Софье (по общему мнению, прототипе Софьи Фамусовой в «Горе от ума»), согласно проекту архитектора Н. А. Шохина, колонны убрали, достроили третий этаж, а флигели соединили с домом.

И лишь в 1882-м архитектор М. Н. Чичагов, переделав здание под Лианозовский (по фамилии тогдашнего владельца участка) театр, пристроил со двора коробку сцены и зрительный зал. В нем дал свой первый спектакль театр Корша, позже перебравшийся в здание в Петровском переулке (теперь филиал МХТ).

9 января 1885 года Мамонтовская опера давала в Камергерском «Русалку» Даргомыжского. Здесь же выступала труппа Горевой, у которой 15 января 1891 года дебютировал Леонид Собинов. Следующий домовладелец — хозяин Эстрадного театра Шарль Омон переделал зрительный зал, добавив ему роскоши, которую потом старательно уничтожали Станиславский и Немирович-Данченко, снявшие здание для Художественного театра. Савва Морозов дал денег, Федор Шехтель при участии Ивана Фомина бесплатно его перестроил, Анна Голубкина создала барельеф «Пловец» над правым подъездом. Как сказал Станиславский, «вертеп разврата превратили в изящный храм искусства». 25 октября 1902 года в «храме» состоялась первая премьера МХТ — «Мещане» Горького.

Конечно, с тех пор театр изменился. Внешне это не так заметно — тот же модерн снаружи и в интерьерах, то же демонстративное отсутствие золота, но теперь это один из самых совершенных в техническом отношении московских театров. Только зал как был не слишком удобным, так им и остался: со многих мест здесь очень плохо видно.

2. Классики советской эпохи…

В доме N 2 по Камергерскому переулку (1931 год, архитектор Чернышев), построенном кооперативом «Крестьянская газета имени Л. Б. Красина», жили знаменитые литераторы довоенной поры — Михаил Светлов, Юрий Олеша, Вера Инбер, Эдуард Багрицкий, Иосиф Уткин. 

3. … и пушкинской поры

В соседнем доме N 4 — постройки 1830-1840-х годов, одном из первых отелей Москвы, гостинице Ипполита Шевалье, писатели останавливались на время. Для них были комнаты с отличной мебелью, ресторан, предлагавший готовый ужин «из чашки бульону и трех блюд, по одному рублю серебром», и зимний сад. Бьющая в глаза роскошь в 1860 году произвели впечатление на побывавшего в Москве Теофиля Готье. У Шевалье останавливались Лев Толстой, Некрасов, обедал Александр Островский и накануне своей кончины ужинал Петр Чаадаев.
Теперь это здание превращено в элитное жилище. И надстройка на крыше, которую разрешили соорудить в 1879 году временно, для мастерской фотографа Императорских театров М. Н. Канарского, тоже на месте.

4. Царские родственники

Огромный неоклассический доходный дом N 5/7 (или N 7/5, если считать по Большой Дмитровке) с полукруглой нишей и княжеским гербом типичен для своей эпохи. Архитектор В. А. Величкин построил его в 1913 году по заказу князя С. М. Оболенского и Е. А. Обуховой, наследницы усадьбы Стрешневых, стоявшей в глубине участка.
Бояре Стрешневы, главные попечители Георгиевского монастыря (см. прошлый выпуск «Путеводителя»), состояли в родстве с Романовыми: царь Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, матери Алексея Михайловича и, соответственно, бабке Петра I. Главный дом их усадьбы, с флигелем XVIII века, в перестроенном виде, стоит во дворе углового дома, если зайти со стороны Большой Дмитровки. С угла в доме находится знаменитый магазин «Педагогическая книга», открытый в 1931-м. А еще один книжный магазин в доме, букинистический, с не менее славной историей, — «Пушкинская лавка» — пару лет назад закрылся, уступив место ничем не примечательному ресторану “Gusto”.
А в жилой части жил цвет отечественного театра — Михаил Прудкин, Софья Гиацинтова, Николай Хмелев. И в квартире Собинова — его зять, писатель Лев Кассиль.

5. Шляпки и шахматы

В соседнем доме — по Большой Дмитровке, 7 — в 1866-м снимал квартиру в шесть комнат Лев Толстой. Платил 155 рублей в месяц. Писал «Войну и мир», которую здесь же читал друзьям. Этот дом, тоже принадлежавший Е. А. Обуховой и С. М. Оболенскому, построил в 1908-м архитектор Глазов. В 1868-м в доме располагалась контора газеты И. С. Аксакова «Москва», в 1884-м — редакция юмористического журнала «Будильник». А после революции — шахматный клуб. Чемпионом прошедшей здесь в 1920 году Всероссийской шахматной олимпиады стал Александр Алехин. 
Нижний этаж дома всегда занимали магазины. Накануне 1917 года — шляпные, “Au Caprice” и «А la Mondaine», при советской власти — магазин «Чертежник», в который ездили со всей Москвы. Причем ездили еще недавно: магазин закрыли всего пару лет назад из-за имущественных споров. И открыли меховой бутик. 

6. Памяти Прокофьева

«Передать Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки в долгосрочную аренду квартиру N 34 дома 6/5, строение 3 по Камергерскому пер. общей площадью 225 кв. метров … для создания Государственного мемориального музея С. С. Прокофьева», — сказано в постановлении правительства Москвы N 559 от 4 июля 1996 года.

Здесь жил не только Сергей Прокофьев. В одном из доходных домов по четной стороне Камергерского переулка 16 мая 1886 года родился поэт Владислав Ходасевич. А Прокофьев поселился здесь в самое тяжелое для него время гонений — в 1947 году. И здесь же умер, работая над балетом «Сказ о каменном цветке», — 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Гроб для него смог привезти только Тихон Хренников, чью министерскую машину пропустили к Камергерскому. И примулы на похороны Карен Хачатурян смог добыть в подмосковной теплице, соврав, что покупает Сталину.
Когда к 850-летию Москвы городские власти решили наконец увековечить память великого композитора музеем, дом отдали в аренду некой фирме «Велес». Договор аренды был расторгнут, но, уходя, фирма разорила мемориальную квартиру. Никого за это не наказали, и музея как такового нет.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000