«Она уникальный слухач и нюхач в профессии»

Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Свой юбилей отметит сегодня актриса, режиссер и театральный педагог Алла Покровская. Она окончила Школу-студию МХАТ и уже в 1959-м стала актрисой «Современника». Алла Покровская была женой Олега Ефремова, их сын Михаил Ефремов тоже стал актером. В последние годы она создала несколько замечательных ролей в спектаклях Художественного театра. О дружбе с ней корреспонденту «Газеты» Глебу Ситковскому рассказал худрук театра им. Пушкина Роман Козак.

«Я поступил в Школу-студию МХАТ, когда там набирала курс новая команда — Ефремов, Покровская, Мягков. Это был первый актерский курс Ефремова, и мы все на курсе осознавали, как нам повезло. С первого же дня мы поняли, что Алла Покровская — не просто педагог, но еще и уникальный слухач и нюхач в профессии. Она каким-то образом знает, что может случиться с актером через 5 минут, через месяц и через год. Ее чудовищная интуиция не раз повергала меня в смятение. 

Алла Борисовна репетировала наш дипломный спектакль „Оглянись во гневе“ Осборна. Это пьеса, в которой она сама когда-то играла. Мы с моим другом Брусникиным были несколько высокомерны с ней: когда она дала нам пьесу Осборна и спросила наше мнение, мы снисходительно сказали: „Ну ничего, можно попробовать“. Я в том спектакле играл Джимми Портера, Брусникин — моего друга. Только потом мы с ним поняли, что она перевела нашу житейскую дружбу в сюжет спектакля.

Потом, когда я уже пришел в театр Пушкина, мы вместе с ней ставили „Ромео и Джульетту“. Чуть позже мы с Костей Райкиным решили сыграть на двоих „Косметику врага“ и сразу позвали в качестве режиссера Покровскую, чтобы был какой-то взгляд со стороны. Постановочные идеи в этом спектакле принадлежали мне, но я выходил на сцену как актер, и мне нужен был человек, которому стопроцентно доверяешь. Скажу честно, это было непросто, потому что сразу вспомнились студенческие стены. Она бескомпромиссна в работе, ты рядом с ней остро чувствуешь свои недостатки, и это иногда болезненно для самолюбия. 

Я считаю ее членом своей семьи, мы очень часто бываем друг у друга дома. Мне бы очень хотелось, чтобы она как можно меньше ударов получала в этой жизни — слишком уж много их было за прошлые годы. В пьесе „Чайка“ на медальоне было написано: „Если тебе понадобится моя жизнь, приди и возьми ее“. Я всегда готов это повторить Покровской. Она это знает про меня, но я хотел бы лишний раз ей напомнить. Впрочем, я боюсь пафосных слов, говоря о ней. Она этого не любит, у нее для этого слишком хороший вкус.»
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000