Ефремов поселился у Станиславского

Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Октябрь проходит под знаком Олега Ефремова. Великому актеру и режиссеру исполнилось бы в этом месяце 80 лет. Первая выставка, посвященная его памяти, открылась в Доме-музее Станиславского. В экспозиции — уникальные фотографии детства и юношества актера. В том числе впервые можно увидеть снимок, на котором Ефремову 3 года.

Четыре зала Дома-музея отца-основателя МХАТа теперь заполнены Ефремовым. Здесь он с самого детства, со школьной стенгазеты, со студенческих пьес и до? Вот его мама и папа — папа в круглых очках, а рядом, в ногах, сидит 3-летний Олег — блондин в белой матроске. Эта фотография выставлена впервые. Именно она больше всего поражает посетителей. Кто из них знал такого Ефремова? А вот он с одноклассниками рисует стенгазету. Невероятно, в подростке угадываются жесты лидера, что так хорошо потом запомнились актерам МХАТа и «Современника».

 — Мы попытались рассказать, откуда корни Ефремова, поэтому на выставке есть семейный зал, — говорит директор музея МХАТа Ирина Корчевникова. — Например, как-то на гастролях мы встретились с его троюродным братом. Представляете, Олег Николаевич общался с ним в детстве, потом долго не виделся и тут столкнулся случайно. Этот брат, кстати, выдающийся врач, и его фотографию можно найти на одном из групповых семейных снимков.

Здесь и мхатовцы, и современниковцы, и те, кто начинал с Олегом Ефремовым в Детском театре.

Замечательный фотограф МХТ Игорь Александров, который 50 лет ведет фотолетопись театра. Его снимки Ефремова с репетиций, актерских посиделок и с самих спектаклей составляют основную часть выставки.

Студенческие фотографии, полные эмоций и юношеской энергии, тоже выставляются впервые. В тот момент, когда смотрим на фото Ефремова с подругами юности — Екатериной Еланской (режиссер) и Лилей Толмачевой (актриса «Современника», первая жена Ефремова), которые стремятся поцеловать молодого актера, появляется сама Лиля Михайловна. Она застряла в пробке и приехала позже всех.

 — Боже! Сколько здесь материала… Сразу начинаешь вспоминать спектакли, впечатления о них. .. В этом доме Станиславского во всех комнатах поселился его дух.

Особенно известной актрисе понравились выставленные сценические костюмы. Здесь и его Тартюф, и Гендель, и Борис Годунов — последняя сценическая роль. Надо сказать, что Олег Николаевич очень серьезно относился к костюмам и тканям. Лично присутствовал на технических совещаниях, где эти ткани отбирались. В «Годунове» были использованы золотые ткани из запасников самого Станиславского.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000