Евгений Каменькович: А был ли кролик?!

Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Свою пьесу американка Мэри Чейз написала в 1944-м. Вторая мировая была в самом разгаре, а в вечнозеленом штате Колорадо появился сюжет о том, как к некоему мистеру Элвину повадился белый кролик, да такой, которого не видит никто, кроме него? Получив Пулитцеровскую премию, пьеса очень долго не сходила со сцен Бродвея, а после превратилась в фильм, выдвинутый на четыре «Оскара», получивший, правда, только один. Обо всем этом мы беседуем с Евгением Каменьковичем, режиссером, который предпочитает ставить то, что не ставил никто до него.

Чейз назвала свою пьесу комедией, а вы, я знаю, не хотите видеть это слово на афише.

Не только не хочу, но даже думаю рискнуть и написать «некомедия».

В чем там дело, в этом «Кролике» — у нас сюжет пьесы совершенно неизвестен?

Человек изобрел форму защиты от мира, в котором он живет, — придумал Белого кролика, который появляется, когда герой захочет. И постепенно выясняется, что тем, кто верит в кролика, жить легче. Американские критики считают, что причин написания пьесы было две: во-первых, Чейз — ирландка, а у ирландцев считается, что если сильно верить в духов и привидений, они появятся. А во-вторых, меня вначале просто бесило, что все это было написано в то время, пока в Европе лилась кровь. Но потом я узнал, что у Чейз была соседка, у которой на фронте погиб муж, и она вообще перестала улыбаться. И тогда Чейз решила сделать что-нибудь, чтобы заставить ее улыбнуться. А вообще Чейз прожила спокойную, тихую жизнь в красивом штате Колорадо.

Действие вашего спектакля там и происходит?

Нет, мы постарались убрать из спектакля все американизмы и все приметы 40-х, получилась очень русская, современная история. Комедией это могло называться только в 44-м, сегодня она воспринимается как очень грустная история. Вот Олег Табаков побывал у нас на прогоне и сравнил Андрея Мягкова, играющего Элвиса, с князем Мышкиным… Так что некий особый жанр мы уловили, а как его назвать, пока не знаем.

Что же все-таки происходит в пьесе?

Все пытаются упрятать героя в сумасшедший дом — и в итоге попадают туда сами. Разумеется, здесь есть прямые аллюзии с «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, хотя «Кукушка» появилась значительно позднее. У Чейз удивительно выписан характер Веты, сестры Элвиса — ее играет Анастасия Вознесенская. У нее получается прямо-таки энциклопедия женского характера — каждые две минуты она меняет решение: то прячет брата в психушку, то спасает.

У вас играют и молодые мхатовцы. Как эти разные поколения сосуществуют на репетициях?

К сожалению, Мягков и Вознесенская уже давно перестали преподавать, но мне удалось сделать так, чтобы они занимались на репетициях не только собой, но и молодыми, а те только того и жаждут. Поскольку я фанат педагогического дела, то это для меня — самое важное. Главного злодея — врача, который твердо намерен избавить героя от кролика, играет Максим Матвеев, восходящая кинозвезда. Как оказалось, театр для него не менее важен, чем кино, и мне это очень приятно. Совершенно замечателен Вячеслав Жолобов в роли Профессора: в ключевой сцене, выпивая с Элвисом, он вдруг тоже видит кролика — и теперь без него не может.

А что будет на сцене?

Психбольницу мы пытаемся сделать похожей на рай. Мне кто-то недавно рассказал, что в поликлинике СТД в 8 утра играют на арфе — вот такую клинику, похожую на 7-звездочный отель, сделает на сцене художник Алексей Порай-Кошиц. Еще будет вполне традиционная гостиная и механическое пианино — на нем играет невидимый кролик. На Малой сцене, где, как вы знаете, нет занавеса, мы специально повесим знаменитый занавес с чайкой — хотим поиграть в традиционный актерский театр.

Чем кончится история с кроликом?

Великий Куросава указал нам путь: у истории может быть три разных финала. Если получится, мы также поставим в конце не точку, а многоточие. Сейчас я раздумываю, как это сделать. Кстати, очень горжусь собой: придумал, как послать привет Петру Наумовичу Фоменко. Это он когда-то дал мне эту пьесу и даже сказал, что если бы не надо было учить текст, сыграл бы Элвиса (у него много общего с этим героем!). Так вот у Фоменко есть несколько любимых мелодий, которые часто звучат в его спектаклях, среди них — ария графини из «Пиковой дамы». Наш спектакль ею начинается, и я очень этим горжусь, хотя, пожалуй, никто кроме меня и не знает, что это — посвящение Фоменко.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000