Актриса, играющая играющую актрису

Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
На сцене МХТ — очередная премьера. Как-то подряд ставятся пьесы, претендующие на жанр «философической комедии положений о возрасте мудрости». Накануне Нового года был совсем «свежий» французский вариант «Танец альбатроса», за ним последовал американский хит почти семидесятилетней давности «Белый кролик», и вот теперь написанная в 1925 году пьеса английского драматурга Ноэля Кауарда «Сенная лихорадка». По поводу того, насколько сюжет соответствует аллергической реакции организма на цветочную пыльцу, можно строить самые абсурдные предположения — говорят, очень модная была болезнь в среде английской аристократии времен Оскара Уайльда, Бернарда Шоу и Сомерсета Моэма.

По традиции, заложенной великими соотечественниками-современниками Кaуарда, действие происходит в загородном аристократическом доме, а героиней выступает актриса. Уже год, как она ушла со сцены, но ведь лицедей — диагноз, а не профессия. И с этим диагнозом приходится мириться ее близким, врачуя подобное подобным. Джудит Блисс физически не в состоянии отказаться от лицедейства, но если семья потакает этой слабости, то гостей, которых они случайно, не сговариваясь, приглашают на уик-энд, эта «театральная компания» доводит до нервного срыва. После чего актриса все-таки решает снова применить свои таланты на театре.

Режиссер Александр Марин, живущий и трудящийся в Монреале, довольно регулярно приезжает ставить в Москву: в МХТ идет его «Утиная охота», в Табакерке — «Сублимация любви» и «Идиот», а в «Империи звезд» недавно прошла премьера"Трамвая «Желание».

Присутствие режиссера в нынешней премьере можно обозначить тремя основными «задумками».

Во-первых, Марин «актуализировал» Кауарда, перенеся действие в начало семидесятых прошлого века, что позволило понастальгировать на костюмах (тут и кримпленовое пальто, и бакенбарды, и пиджак в крупную клетку, и хиппующий прикид), а также подтянуть обитателей почтенного английского дома начала двадцатого века поближе к достижениям сексуальной революции. Да и сама режиссура как будто из недавнего прошлого, равно как декорации Алексея Порай-Кошица: старый добрый английский интерьер, а рядом — озерцо из фольги, с лодкой, движущейся по рельсе.

Второе открытие режиссера в том, что семейство Блисс уже с первой сцены играет в игру, согласно домашнему укладу. Первые двадцать минут, пока об этом не догадаешься, на сцене происходит что-то странное: поступки не мотивированы, эмоции не оправданы контекстом, конфликты высасываются из пальца. Поскольку домашний, подыгрывающий театр для «хронической» актрисы — слишком слабый тест на профпригодность, они регулярно разыгрывают перед ней «цепь недоразумений»: для Джудит, в качестве сопротивляющихся статистов, намеренно-случайно приглашаются чудики из числа случайных знакомых. На этот раз это дипломат, абсолютная дурочка, роковая красотка и юный безмозглый, зато обаятельный боксер (появляющийся в количестве двух — с близнецом, зеркально повторяющим его элвиспресливскую жестикуляцию).
И комедиантка, которой в жизни остро не хватает драматургии, вдохновляется людьми, как персонажами, и форсирует навеянные ее фантазией отношения с ними, сжимая время до размеров театрального пространства.

Третья особенность Марина-режиссера восходит к началу его карьеры — он начинал в Табакерке в качестве актера. И его постановки актерству всегда подчинены. В «Сенной лихорадке» бенефисную роль (с песней, танцем и акробатикой) играет Ольга Яковлева — актриса из разряда театральных легенд, задающая уровень и стиль, ожидаемо поглощающая внимание зрителя. В образе актрисы, играющей играющую актрису, Ольга Михайловна то по-детски подвижна, то по-актерски манерна, то подчеркнуто пафосна. Ее героиня то, заигрываясь, жонглирует штампами и вампуками, то доводит себя до слез подлинностью переживаний. 

Находясь в орбите Яковлевой, убедительно сыграть свой номер — дело почти безнадежное, тем более для молодых актеров, выступающих ее партнерами. Но вот Валерию Трошину и Ольге Барнет удались персонажи органично комические, без комикования и педалирования гэгов, но с иронией изнутри, на их соло и дуэты стоит прийти посмотреть.

Если оценивать жанр даже интеллектуальной английской комедии по шкале «легкий — серьезный», а режиссуру Марина проверять на степень реформаторства, то придется признать, что «Сенная лихорадка» — еще один шаг Художественного в сторону «Общедоступного», как официально именовал себя МХАТ в первые годы своего существования. Но ведь одно другого не исключает. А цикл потешных премьер в МХТ как будто завершен.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000