Большое плавание

Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
«Неожиданно как-то все произошло: то была самая молодая, а теперь самая старая…» — сказала мне Кира Николаевна пару лет назад. В голосе ее при этом чувствовалось веселое недоумение. Дожить до девяноста в России — не шутка, но остаться в этом возрасте радостным, лучистым человеком — просто подвиг. 

Кира Головко — это легенда. В Художественный театр ее принимал Василий Сахновский. Свою Наташу в «На дне» она показывала лично Владимиру Немировичу-Данченко, а Николай Хмелев написал на этот показ «жуткий отзыв» — юная Кира читала, и слезы капали на листок… «Дядькой» ее, то есть опекуном, в труппе стал Леонид Леонидов. У знаменитого мхатовского администратора Федора Михальского (прототип Фили в «Театральном романе») молодой артистке даже довелось некоторое время пожить, когда в ее дом попала бомба, — благо женщинами Михальский не интересовался…

Театральных училищ Кира Головко не заканчивала, образование получила в Институте философии, литературы и истории в Сокольниках. Вместе с ней экзамен держала внучатая племянница Станиславского. Великий старик неустанно звонил в приемную комиссию: «Лелю взяли?» Но Лелю не взяли — можете себе представить?

Путь Киры Головко пролегает от Константина Станиславского до Кирилла Серебренникова. В «Лесе», поставленном едва ли не самым эпатажным московским режиссером, она сыграла свою свежайшую роль. Причем сделала это с удовольствием, без вполне объяснимого возрастного снобизма: мол, куда вы лезете, молодой человек? Кира Николаевна — не Гурмыжская, конечно, господи избави, но молодежь любит. ..

Жить в России 90 лет — великий труд, зато становишься частью истории. Отец Киры был белым офицером. От детей это скрывалось — боялись, что тайна раскроется и отца арестуют. Николай ИвАнов учился в консерватории на факультетах вокала и скрипки, но с третьего курса ушел на германскую войну. Кстати, поэт Вячеслав Иванов приходился ему родным дядей. А дед Киры Николаевны служил флигель-адъютантом Скобелева на русско-турецкой войне.

Мама, дворянка, на одиннадцать лет старше отца, закончила Варшавскую консерваторию. Детство Киры прошло в Ессентуках, потом семья переехала в Москву. Несколько раз Иванову доводилось встречаться со своими бывшими солдатами — хозяевами новой жизни. Его не выдали, однако от постоянных тревог заболела и умерла жена… В августе 41-го Кира проводила отца в ополчение. 28 октября от него пришло последнее письмо. Следы Николая Иванова сгинули в печально известном «котле» под Вязьмой…

Уточняю формулировку: Кира Головко — не легенда. Она — собрание легенд. В 1946-м сыграла Анну Керн в фильме «Глинка» (за что удостоилась Сталинской премии), в 48-м — незабываемой красоты маму в «Первокласснице». В 1952-м был экранизирован спектакль «На дне». А дальше — долгий прочерк в фильмографии и творческий отпуск во МХАТе. Мужа Киры Николаевны, легендарного адмирала Головко, направили тогда командовать Балтийским флотом. Она уехала вместе с ним, не задумываясь. Променяла первую сцену страны на Калининградский областной драмтеатр.

Их брак стал в театре сенсацией. «…Катя Прудкина, помреж, бегала по всем гримуборным, распахивала двери и говорила: „Кирка выходит замуж за адмирала Головко!!“… Меня, конечно, выставили, я закупила буфет, все пировали…»

«Вы были счастливы в этом браке?» — спрашиваю Киру Николаевну. «Безумно. Самые счастливые годы моей жизни. Замечательный был человек — талантливый, красивый, добрый. Позволял мне тратить его деньги, они у меня утекали между пальцев. И в долг я давала. Когда он умер, никто долги не вернул, да я и не спрашивала…» Головко — прекрасная актриса, однако в обычной жизни на актрису совсем не похожа, еще и благодаря жизни с серьезным, не театральным человеком. В Кире Николаевне до сих пор ощущается «флотская дисциплина». Никакой богемности — реакции четкие, действия быстрые, глаза лихие. ..

Их сын Михаил — капитан первого ранга запаса. «Когда он закончил школу и сказал, что едет поступать в Военно-морское училище имени Фрунзе, я возразила: „Миша, папа так рано умер, зачем тебе в моряки?“. „Ну не в актеры же подаваться“, — с возмущением ответил он…»

Арсений Григорьевич умер в 62-м. В «Кремлевке» безутешной жене сказали: третий инфаркт. Хотя двух предыдущих попросту не было. Если есть у Киры Николаевны личный враг, это Никита Хрущев. Осенью 1961 года над Новой Землей испытывали сверхмощную водородную бомбу. Арсений Головко находился в зоне взрыва. Через несколько месяцев его не стало.

Внук Киры Головко, названный в честь деда, плавает на торговом судне. Правда, дочь закончила Школу-студию МХАТ …В жизни Киры Николаевны тоже был период, связанный со Школой-студией. И только с ней. Во времена Олега Ефремова она снова ушла из театра — не было ролей. Олег Николаевич сквозь зубы спросил: «Может, на полставки останешься?» Но я гордо сказала: «Нет» и ушла. Ирина Мирошниченко меня вытащила обратно, в «Татуированную розу», спасибо ей огромное… А потом пришел руководить театром Олег Табаков. И, как мне рассказали, поинтересовался, кто сколько получает. Говорят, за голову схватился: «Как, Олег платил Кире 200 рублей за спектакль? И все?» Без всякой моей просьбы он взял меня в труппу, положил хороший оклад и обеспечил мне старость. Это меня потрясло. Я получаю совершенно не по заслугам. У меня безбедная жизнь, мало того — я внукам могу помогать. Это очень щедро и очень по-человечески с его стороны…"

Надо заметить, что почти материнская нежность, которую испытывает Головко к Табакову (она ведь играла у Сергея Бондарчука графиню Ростову, мать Табакова — Николеньки), не отменяет ее благодарной памяти в адрес Ефремова. Он - рана в душе Киры Головко. Так же, как Александр Фадеев, друживший с ее мужем. Сегодня она очень переживает за Николая Караченцова, своего бывшего студента, который часто вспоминал шестикомнатную адмиральскую квартиру в Доме на набережной: «У Киры Николаевны была такая огромная квартира, что мы всем курсом разбредались по углам и целовались, а она нас вытаскивала из углов, чтобы до большего не дошло…»

19 марта вся труппа МХТ соберется в Портретном фойе на торжественный обед в честь 90-летия Киры Головко. Вполне мхатовский, в духе лучших традиций жанр — обед с легендой.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000