Алексей Кортнев на работе и на отдыхе

Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Не открою Америку, если предположу, что короткое, наспех взятое интервью никогда не даст читателю полного впечатления о герое. Так родилась идея провести с каким-нибудь хорошим человеком не двадцать минут, а целый день. Поспрашивать его обо всем, взглянуть со стороны, сопроводить на работу, а при удаче и на отдых. А то, что Алексей Кортнев — человек очень хороший, лишний раз убеждаться не пришлось. Особенно после того, как он любезно согласился полсуток терпеть рядом с собой репортера, пристающего со своими дилетантскими вопросами. В любом случае, я обрадовался, но, как оказалось, рановато — кто ж знал, что для такого сквозного интервью потребуется нечто большее, чем наличие диктофона и доброй воли героя?

Подмосковные «Альпы»

День замечательный. Полуденное солнце шпарит совсем по-летнему. Мы проходим через длинный вестибюль и, открыв стеклянную дверь, попадаем в самую настоящую зиму — с сугробами и огромной горой, по которой несутся горнолыжники в ярких костюмах.
Когда мы договаривались с Алексеем по телефону, он после некоторого колебания выбрал именно сегодняшний день, но упомянул, что с утра посвятит пару часов спорту. Мол, давно выкраивал время. Ну и хорошо, ну и замечательно, но того, что этот спорт окажется горнолыжным, я никак не ожидал.
Кортнев сам впервые присутствует на этом недавно открытом стадионе — подмосковном горнолыжном комплексе «Снежком». Ему друзья рассказали, вот он и выбрался. Оказывается, занимается горными лыжами чуть не с пеленок. А я?! Я ж рассчитывал где-нибудь в тепле в спортзале в сторонке посидеть, пока он, например, в волейбол играет. Что ж, назвался груздем? Дали лыжи, огромные ботинки и теплый костюм (на снегу настоящий февральский мороз), и я «полез в кузов».
Мы сели на кресельный подъемник — удобный такой диванчик на четверых — и под самым потолком поехали вверх. Я включил диктофон и наладил улыбку, хотя уже догадался, что «диванчик» работает только в одну сторону, и спускаться придется на лыжах.
 — Какой у нас будет распорядок? Куда мы двинем потом, если, конечно, я останусь жив?
 — Ну что вы! Гора относительно пологая. Это в настоящих горах новичкам опасно. А здесь просто приятно. После лыж у меня днем репетиция в МХТ имени Чехова. А вечером — спектакль.
 — А что за репетиция? К спектаклю?
 — Нет. Репетировать будут новую постановку — «Конька-горбунка». А вечером спектакль «День радио». Уже в другом месте. Там я сам играю. А к «Горбунку» только тексты писал.
 — Расскажите, что за тексты.
 — Сначала проект «Конек-горбунок» был симпатичной прозаической сказкой, написанной по ершовскому произведению братьями Пресняковыми по просьбе Олега Палыча Табакова. Он изначально выбрал себе там роль царя. Но, как бывает иногда в академических театрах, пьеса пролежала пару лет на полке, пока не попалась на глаза режиссеру Евгению Писареву. Женя решил поставить ее, но уже в качестве музыкального спектакля. Позвал нас с Сергеем Чекрыжовым — моим постоянным соавтором, и мы за два месяца написали кучу всякой, как мне кажется, неплохой музыки. А все стихотворные тексты для спектакля писал уже лично я. Сейчас полным ходом идут завершающие репетиции, и скоро «Конек» уже «заскачет» по обновленной сцене МХТ. Спектакль станет первой после ремонта постановкой, а премьера состоится в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».
 — А Табаков?
 — Олег Палыч все-таки будет играть царя. Будет петь? Сейчас активно репетирует и великолепно справляется. Остальные актеры — это МХТовская молодежь. Отличные ребята! А декорации ставит Зорий Марголин, который декорировал «Норд-Ост».
 — Это первая ваша подобная работа?
 — Нет, у меня уже достаточный опыт. Я писал тексты для переводных спектаклей Cats («Кошки»), Mamma Mia! и «Иствикские ведьмы», где даже сыграл одного из главных персонажей — Деррила Ван Хорна.
 — А каково это — перевоплощаться в дьявола? Пусть даже только на сцене.
 — Ну, Деррил Ван Хорн это такой позитивный дьявол. Со знаком плюс. Побольше бы таких дьяволов!

Когда я ем?

Алексей совершил подъемов двенадцать. И столько же спусков, естественно. Я ковырялся значительно медленнее. Но все же удалось не только обойтись без членовредительства, но и синхронизировать несколько совместных поездок на «диванчике», когда можно было поговорить. Под конец я уже так освоился (на подъемах), что стал игриво болтать в воздухе ножками, как олигарх в Куршевеле.
Очень хотелось есть? Перекусили все там же, в «Снежкоме». В небольшом ресторанчике с видом на гору. Я прислушивался, что он заказывает. Овощной суп, панчета с креветками и грибами. Причем выспросил, на чем будут готовить. Ну да, ведь еще пост шел. Я из деликатности уточнять не стал. Вкусно кушали и продолжали разговор.
 — Участвуете ли вы сейчас в телевизионных проектах?
 — Меня много раз приглашали в такие телепроекты, как «Царь горы», «Форт Байард», «Большие игры», звали вообще везде. Понятно, потому что туда уже перетаскали кого только можно. Нужна была свежая кровь (смеется), в буквальном смысле. Для этих бычков, например. А то старые артисты их уже не возбуждают. Я все время по разным причинам отказывался, в том числе и от популярного сейчас «Ледникового периода». Потому что коньки, тем более фигурные, — единственный вид спорта, в котором я не пробовался ни разу в жизни. Даже коньков не надевал. Илья Авербух меня уговаривал, уговаривал и, когда понял, что это бесполезно, попытался выложить последний козырь: «А ты знаешь, кого бы мы дали тебе в партнерши?!» — «Да хоть саму Татьяну Навку!» — «Именно Татьяну Навку». И я тут же согласился. Ради такой партнерши (смеется) можно и попозориться. Ого, уже времени сколько! Поехали в театр.

Конек-президент

Я в первый раз на такой репетиции. Народу порядочно. Алексей объяснил, что это «ярмарка на площади». Сюда братья Ивана должны привести златогривых чудо-коней на продажу. Это одна из основных сцен, здесь встречаются почти все персонажи.
На голой сцене расположились несколько групп спортивно одетых молодых людей. Поют, танцуют. Кто-то из них — пресловутый Иван (по всей видимости, дурак), кто-то — его братья, а кто-то — лошади, которых привели продавать. Интересно страшно! Кортнев стоит, улыбается, шепотом всем подпевает.
 — Сложность происходящего в том, что в массовых сценах заняты хоры. Они состоят из молодых талантливых ребят, которые впервые участвуют в такой крупной сценической постановке. И впервые работают с микрофонами. Видите?
Ни одного микрофона на сцене я не увидел. И только, когда присмотрелся, заметил у актеров маленькие точки индивидуальных микрофонов. Телесного цвета. Прилеплены на лбу.
 — На спектакле, когда все оденутся в костюмы и парики, микрофонов будет совсем не видно. А на репетициях актеры привыкают танцевать, петь и двигаться с коробочками передатчиков на поясе. Это не просто.
 — А кто из них Конек?
 — Вон тот парень. Наше секретное оружие. Сережа со знаковой фамилией Медведев. На ближайшие четыре года его ожидает большое будущее. У него потрясающая пластика. Человек реально способен ходить колесом и на руках вниз головой. И при этом петь! Очень большая редкость среди драматических актеров. Вообще выяснилось, что студия МХТ готовит замечательных артистов — так называемых «триплов». Это означает, что человек может одновременно играть, петь и танцевать — самое востребованное амплуа в жанрах мюзикла или оперетты. Вот они все это и умеют.
 — Предусматривается ли какаянибудь особенная сценография? Ведь конек-то летучий, а значит, должны быть тросы или что-то подобное?
 — Конечно, Конек будет летать. Придуманы специальные приспособления, но не буду раскрывать все тайны. А вообще костюмы и декорации решены при помощи различных древесно-стружечных материалови валенок. Из валенок сделаны головные уборы, облака, самовар и многое другое, что наверняка удивит и позабавит зрителей.
 — Для чего вы ходите на репетиции? Вы здесь, в зале, участия в действии не принимаете?
 — Ну, во-первых, автору всегда интересно взглянуть, как воплощаются в жизнь его замыслы. А если видишь, что получается даже лучше, чем ты ожидал, то ощущения просто потрясающие. Во-вторых, когда пишешь слова, которые потом будут петься, приходится учитывать всякие нюансы. Так конструировать фразы, чтобы актерам было комфортно брать дыхание или выбирать удобные для выпевания звукосочетания. Заранее всего не предусмотришь, и я здесь, чтобы оперативно решить проблему, если она возникнет. Что-то переделать на ходу?

«День радио»

Пришлось порядком постоять в тоскливой пробочке у Белорусского. Поскорее бы они построили развязку! Но зато в машине удалось тоже поговорить. И я узнал, что жена у Кортнева — Амина Зарипова — шестикратная чемпионка мира по художественной гимнастике, сейчас тренер молодежной сборной России. У них двое детей.
У Алексея есть еще двое от предыдущей жизни. Все очень дружат и регулярно ездят вместе с отцом в горы кататься на лыжах. Скоро, кстати, мужская часть семьи едет в Австрию осваивать ледник. А еще Кортнев не курит и в кино сыграл около тридцати больших и маленьких ролей?
Наконец добрались до Клуба имени Зуева. Это на Лесной улице. Алексей сел гримироваться.
 — Мы работаем этот спектакль «День радио» уже семь с лишним лет. Подустали. Сейчас, слава богу, появился еще один состав: Дима Певцов и группа «Бобры». Теперь играем по очереди.
 — Вы, получается, актер, автор текстов, а музыкальную деятельность — я имею в виду группу «Несчастный случай» — совсем забросили?
 — Как это забросил?! У нас недавно вышел новый диск. Осенью будем справлять 25-летие группы. Да и сегодня, как и все предыдущие годы, на сцену выйдет «Несчастный случай» в полном составе.
 — Ну да, я об этом всегда знал. А существуют ли какие-нибудь особые актерские приметы, традиции?
 — Конечно. Гвоздь! На последнем прогоне или перед генеральной репетицией следует подобрать на сцене гвоздь. Их при первой постановке декораций много валяется. Гвоздик надо спрятать в сценический костюм и хранить? До тех пор, пока гвоздь не утрачен, спектакль будет играться.
 — И у вас все с гвоздями?
 — Все! А еще одну традицию вы скоро увидите?
За три минуты до начала вся группа «Несчастный случай», одетая в костюмы для первого выхода, и несколько человек актеров выходят в коридор, берутся за руки и негромко кричат: «Раз, два, три! С Богом!» Участники труппы настраиваются на спектакль, друг на друга. Хорошая традиция. И вот, началось.
?Действие происходит на радиостанции. Во время радиомарафона в поддержку защиты животных. «Случай» исполняет там 10 специально написанных для спектакля песен от лица десяти различных ансамблей, участвующих в «марафоне». Переодеваются десять раз в десять разных костюмов и столько же раз перевоплощаются. Все в целом смешно дико.

На правах эпилога

День дается человеку один раз. И прожить его нужно так, чтобы? Вот за этот уже заканчивающийся, день мне никогда не будет мучительно больно.
Мы ехали по ночной Москве в машине Кортнева. Руки и ноги после лыж чуть не отваливались, а Алексей, казалось, совсем не уставший, уверенно вел джип и рассказывал забавную историю о том, как однажды на спектакль не явился бас-гитарист, и его партию пришлось играть на тромбоне.
Мой верный диктофон с «кроличьими» батарейками все исправно фиксировал, а я мучительно раздумывал о том, как поинтеллигентнее сформулировать сакраментальный журналистский вопрос, от которого любого порядочного артиста тут же начинает тошнить: «Каковы ваши дальнейшие творческие планы?» Показался зоопарк, неподалеку от которого была оставлена моя машина, я заторопился и коряво спросил: «А что дальше?»
 — А дальше? — Кортнев улыбнулся. — Дальше посмотрим!
И пожал мне руку стальным артистическим рукопожатием, в котором гибнут все микробы. Светлый человек Алексей Кортнев!
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000