Свой конек

Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Олег Табаков к этой сказке давно неравнодушен. Он читал ее на радио и телевидении еще в советские времена. И примерно тогда же, по его собственному признанию, уже мечтал поставить нетленную сказку Петра Ершова в театре. Теперь, наконец, «Конек» доскакал до МХТ. Режиссером стал Евгений Писарев, мастер легких и веселых буффонад вроде «Пули над Бродвеем» и «Одолжите тенора», которые нахваливали даже критики-эстеты. Либретто Табаков доверил братьям Пресняковым, главным «террористам» отечественной драматургии. «Сначала я испугался, — улыбается Писарев, — потому что они авторы остросоциальные, эпатирующие. Но когда прочел, понял, что они создали очень хороший повод для яркого музыкального семейного спектакля». Собственно сценический текст, балаганно-виртуозный, частушечно-патетический, написал Алексей Кортнев из «Несчастного случая», а его многолетний соратник Сергей Чекрыжов сочинил музыку. Не простую, а с игривыми цитатами из Римского-Корсакова и Глинки. Получилась этакая мега-народная опера, «наша раша» на академических подмостках.
Да, классического «Конька-Горбунка» Ершова здесь не будет. Но остались все сюжетные ходы, включая финальный прыжок главного героя в бурлящий котел. Писарев сравнивает этот ремейк с переработками сказок Андерсена, которые делал Евгений Шварц и которые для нескольких поколений уже стали каноническими.
Репетировать начали еще в сентябре: спектакль очень сложный, задействована вся машинерия главной сцены, обновленная после ремонта, не говоря о пиротехнике и прочих спецэффектах. «Конек у нас летает по-настоящему, — объясняет Писарев. — Тут все по-настоящему, ведь для детей у нас давно ничего качественно не делалось». Даже почти накануне премьеры Пресняковы еще переписывали отдельные сцены, а Кортнев переделывал свои строчки.
В грандиозном проекте занята практически вся молодежь МХТ. Не только потому, что юные и дерзкие — это конек Табакова. А еще и потому, что в спектакле много танцев и акробатики.
Съемка героев публикации проходила между репетициями прямо в фойе МХТ. С фотографий на резвящихся молодых людей недоуменно смотрели великие старики и старухи. Будем откровенны: мэтр Табаков дурачился не меньше. В какой-то момент он достал из кармана пиджака перочинный ножик и, вынув лезвие, стал «угрожать» артистам. «Зачем вам нож, Олег Павлович?» — спросил кто-то. За худрука с хохотом ответила Ирина Пегова: «Как зачем? Резать конину!».
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000