Конька на скаку остановят

Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Похоже, давняя мечта Олега Табакова близка к осуществлению: в МХТ появится спектакль, на который не только можно, но даже нужно брать с собой детей. Накануне премьеры корреспондент «ВД» встретился с режиссером спектакля Евгением Писаревым.

- Вы прославились как постановщик веселых коммерческих спектаклей: в Театре имени Пушкина с неизменным аншлагом идут ваши «Одолжите тенора» и «Пули над Бродвеем», а в МХТ —«Примадонны». И вдруг взялись за детскую сказку?

 — Когда Табаков предложил мне пьесу Пресняковых, я был настроен крайне скептически. Удивлялся, что эти остросоциальные, эпатажные люди вдруг взялись за светлую, поэтичную сказку. Но когда прочел пьесу, убедился, что они выступили в совершенно новом для себя жанре — написали легкую, ироничную историю, способную увлечь и детей и взрослых. Олег Палыч настаивал, чтобы у нас появился наконец семейный спектакль. Так вот Пресняковым удалось сделать так, чтобы взрослые могли почувствовать себя детьми, а дети — впервые — проявить взрослые реакции. 

- Как вы собираетесь осуществить на сцене все сказочные превращения? Сергей Медведев, играющий Конька-Горбунка, очень пластичный артист, но как он будет изображать Конька — неужели нацепит хвост и гриву?..

 — Мы решаем это условно. У нас Конек по ходу действия преображается: то похож больше на конька, то на человека — верного друга, который появился у Ивана (его играет артист «Табакерки» Аркадий Киселев). Это похоже на его второе «я»: то, что не может позволить себе Иван — легко может Конек. Многие превращения передаются музыкально и пластически. Ирина Пегова, играющая и Царь-Девицу, и волшебную Кобылицу, и еще одну роль, которую придумали Пресняковы, — потрясающе поет и танцует. Она стала талисманом нашего спектакля.

- По жанру он ближе к мюзиклу?

 — Это синтетический спектакль: мюзикл переходит в современный балет, балет — в оперу. Музыкальная партитура у спектакля очень мощная. Ее авторы — музыканты из «Несчастного случая» Сергей Чекрыжев и Алексей Кортнев.

- А что будет на сцене?

 — На сцене будет все! И Рыба-кит, и Жар-птица, и небеса будут опускаться в бездну, и подводное царство будет подниматься? Художник Зиновий Марголин задействует всю механизацию обновленного МХТ — это ведь первая премьера на большой сцене после ремонта. Мария Данилова сшила к спектаклю более ста костюмов — все будет ярко, масштабно. Хотелось бы, чтобы вышло еще и обаятельно, человечно и с юмором.

- Ну и чем все это закончится — свадебным пиром на весь мир?

 — Пресняковы придумали особый ход, который мне не хотелось бы выдавать. Некий взгляд современного человека на то, что происходит у Ершова — со всеми этими путешествиями Ивана на небеса, по морям и по суше.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000