Конек-Горбунок в стране дураков

Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Три дня подряд МХТ брали штурмом. В штурме участвовали родители с детьми, медийные лица, звезды и те, кто себя таковыми считает. Поводом для всеобщего возбуждения стала премьера не скандальной пьесы с раздеванием и совокуплениями, не дерзкие политические намеки, а всего-то сказочка. Но именно на детское зрелище шли, как на матч Лиги чемпионов. Да, пожалуй, с ним может поспорить премьера «Конька-Горбунка», осуществленная не корифеями, а молодыми силами МХТ. 

За занавесом, пока он не открылся, на сцене прыгучие братья Панчики в оборванных портках уходят в сальто.

Высоченный Андрей Ялович, главный в Художественном по технике, точно памятник над всеми, смотрит под колосники, а там? мама родная, чего там только нет! Костюмеры в ужасе — столько костюмов и артистов, что придется переодевать в тесном фойе перед сценой. До гримерок, и это уже ясно, никто не добежит. 

А в это время в зале. Кого здесь только нет — Людмила Максакова, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Михаил Швыдкой? Театральные раскланиваются со знакомыми. А вот что здесь делает г-н Малахов со спутницей гламурного вида? Но, как известно, медийные тянутся к модным тусовкам.

Никаких тусовок — всем своим суровым видом говорит Табаков, который входит в зал. Ему аплодируют, а он - суров, весь в себе, садится на 9-й ряд. Уходит свет, разлетается занавес.

Человек 30 на сцене замерли в разных позах, как в детской игре. Лениво потягиваются, неохотно разминаются — нога влево, пятка вывернута, локоть на отлете и? Ух! Эх!!! Понеслась душа по кочкам, набирая обороты от сцены к сцене, чтобы открылось нам нечто огромное и радостное. Все это — «Конек-Горбунок» — милая, уютная, лихая сказочка Ершова, зачитанная с детства до засаленных страничек в книжке.

МХТ прочитал ее по-новому с помощью братьев Пресняковых, что перевели стих в прозу. Многие опасались ненормативной лексики, столь близкой образованным братцам. Можно без опаски вести детей — «нах»? «б»? и прочих упражнений с современным русским и городским фольклором нет. Избежали даже гламурной расхожей пошлости вроде «вау» и ограничились только лишь «ё», да и то употребленным по делу в рифму с «моё». Прозаический текст однозначно улучшен текстом песен Алексея Кортнева. Известный своей социальной заостренностью, автор вычислил ту золотую середину, что делает тексты с подтекстами понятными и взрослым, и детям. Причем Кортнев не заигрывался с подтекстом — все же ясно и про царя, и про народ, который поет и пляшет — бьют ли его, голодом морят, налогами душат или просто дурят, но который и сам кого хочешь?

Что необычно — политические и социальные ассоциации для взрослых нисколько не закрывают сказочной сути.

Режиссер Евгений Писарев, может быть, самый талантливый из молодых, наполнил спектакль светом и радостью. А уж что из нее вытекает, какие намеки да экивоки? Его «Конек-Горбунок» похож на полноводную реку с множеством притоков и ручейков. Хотя на сцене по Ершову — не река, а океан с полем, ярмаркой да с чудо-рыбой.

Эта самая рыбина во втором акте занимает чуть ли не всю сцену, открывает пасть и вращает единственным глазом. Она столь огромна, что на ней опять же пляшет целая деревня. Фантазия художника Марголина оказалась без границ и улетела на небо, а потом ушла под воду. Но об этом позже.

Пока же - входит царь, а вернее, стоит, прислоненный к столбу и одетый, как нянечка Арина Родионовна, — белый чепец и рубаха в пол. Царь-батюшка Сергея Беляева из «Табакерки» наивен, простодушен, доверчив, как упитанное дитя, но подозрителен, однако. Всюду ему мерещатся заговоры, и две его остроумные арии — «Любить царя» и «Убить царя» — разнесены в спектакле в начало и финал. Изумительно работает Беляев, и за него можно порадоваться: артист несколько лет не имел новых ролей, а здесь так тонко и остроумно-трогательно плетет роль.
Впрочем, «плетет» больше подходит к работе другого артиста — Эдуарда Чекмазова в роли Спальника. Он одновременно похож на грифа-стервятника, великого артиста Черкасова в роли Ивана Грозного и самого Грозного. Пластика птицы, что всегда на стреме. Плетет, интригует и даже, когда фокус зрительского внимания переходит на других актеров, Чекмазов не выходит из образа ни на минуту. Эти роли — безусловная удача спектакля.

И тут является главная пара — Иван-дурак и Конек-Горбунок. Вот это парочка! Но не сладкая — острота, динамика, глаз не оторвать. Два мощных дебюта — Аркадий Киселев («Табакерка») и Сергей Медведев (МХТ). Медведев (на голове — летный шлем с очками, комбез) — гибок, подвижен, будто неуловим: только был — и нет его, вдруг откуда-то взялся. Киселев — обаятелен и в профиль похож на балаганного Петрушку. Прост, да голыми руками не возьмешь. Вроде придурковат, да дело знает. Оба прекрасно поют.

Вообще, образы в спектакле построены на пластике и музыке. И здесь стоит крикнуть «браво» хореографу Альберту Альбертсу и композитору Сергею Чекрыжову. Это он, Альберт Альбертс, придумал неповторимый и индивидуальный пластический рисунок всего спектакля и каждого персонажа в отдельности, независимо от статутности роли. Царь ли ты на сцене, или, положим, крестьянин на ярмарке, или рыба-сом, рыба-ерш с селедками под водой. Спектакль то ломается, то летит, то плывет.

И вот Рыба-кит (пасть открыта, глазом вращает) поднимается, и из-под ее деревянного брюха художник Марголин извлекает морское дно. Только художник по свету Дамир Исмагилов сумел из света (сине-зелено-голубого) создать полную иллюзию массового дайвинга. В красивом свете плавают селедки, сом и ерш с куплетами под одесский кичман.

И музыка, музыка, музыка. Она так же индивидуальна к характеристикам персонажей, как и пластика. Красиво-полетная с отрывом тема у Ивана с Коньком, нежная у Царь-девицы (Ирина Пегова), мефистофельски демоническая у Стольника, а у Царя очень домашняя, как ночная рубашка с кружевом. Кстати, ближе к финалу, когда царь выходит в шубе с шапочкой и, в любовной тоске прислонясь к стволу, поет, звучит тема, по образу похожая на сцену Ленского перед дуэлью в «Евгении Онегине». Мелодия другая, но видеоряд делает их похожими.

Редкий случай, когда массовку не хочется называть массовкой. Лихо работает ансамбль, где на равных бегают, поют, пляшут как студенты, так и уже известные молодые артисты, сериальные звезды: Павел Ващилин, Мария Зорина, Настя Скорик, Никита Панфилов, Игорь Хрипунов, Светлана Колпакова, Олег Савцов, Настя Дубровская? Без единого дыхания такого ансамбля спектакль имел бы другой вид. Занавес не успевает закрыться, а публика уже орет «браво!». Такое было только на «№ 13».
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000