В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка»

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В «КОНЬКЕ-ГОРБУНКЕ» худрук МХТ Олег Табаков был заинтересован кровно — маленьких детей да внуков надо на натуральных театральных продуктах растить. Пьесу по мотивам Петра Ершова написали братья Пресняковы.

Оттолкнулись от знаменитого сюжета и взлетели, как Конек с Иваном на бревне, из которого, если пару топоров-крыльев воткнуть, не плохой самолет выходит. И вот что получилось.

Два братца-хипаря подарили брату-дураку игрушки — деревянного конька да гусиное перо. И заснул он в поле, и приснилась ему кобылица золотая… чем-то похожая на соседскую девушку. И конек ожил, и перо засверкало. И попал Иван к царю конюшим, и невзлюбил Ивана царский стремяной, и науськал царя принести ему Жар-птицу. А где ж ее возьмешь? Вот и надумали Иван с Коньком Царя разыграть — полез Конек в мешок, Жар-птицей прикинулся, а Иван — знай, пугает царя: ослепнешь, дескать, старый, от ее жара, да и дворцу не сдобровать. А для пущей убедительности спальнику, ворону окаянному, палец подпалили.

Эх, неси, говорит царь, свою Жар-птицу с глаз долой. И снова заскучал. А тут купцы заморские понаехали, да про какую-то Царь-девицу царю рассказали. Совсем старому голову замутили — задумал жениться. И снова Ивана отправил, ибо доверял ему больше других, как дурак дураку. А соседская девица тут как тут — Царь-девицей прикинулась. Уж больно ей пригожий Иван понравился. Достань, говорит, кольцо со дна, покажу тебе Царь-девицу. Ну Иван, знамо дело, достал — и на небо, в небесную канцелярию, сгонял, все подписи собрал, и малый рыбо-китовый народ от гибели спас. А молодуха надула его — вези, говорит, меня к царю, все равно тебе Царь-девицы не сыскать. Ну-у, тянет Иван, какая же ты Царь-девица?! Царь-девица, она ого-го какая, а ты самая обыкновенная. Наша молодушка от обиды разрыдаться готова, но виду не подает — будет тебе «ого-го», Иван, не посрамлю. И такой танец живота на смотринах выдала, что все индийское кино отдыхает.

Царь хвост распушил, да и Иван, наконец, прозрел — вот оно чудо, рядом поджидает. И нырнул в котел с молоком, и вылез оттуда во сто раз краше — любовью преображенный. Только Конек, верный дружок, пропал навсегда. Тут проснулся Иван — глядь, опять перед ним отцово поле, да деревянная игрушка. Да любимая, которую чуть было не проглядел во сне и наяву.

Братья, не будь они Пресняковыми, да Алексей Кортнев нашутились, конечно, вволю. И над экономикой — старик-отец подсолнухи выращивает, каждое семечко считает, чтобы потом продать, а на вырученные деньги семечек накупить, да и лузгать. И над квасным патриотизмом «островитян» с Рыбы-кита — «может, вам она и Рыба, ну а нам она земля. Я за Рыбу хоть на дыбу — это родина моя» (стихи Алексея Кортнева). И над выборами — «Ну, теперь мы заживем под царем и под конем. Где один не совладает, там управятся вдвоем». И над царем, который решил к народу выйти, идет по улице, а улица пуста. И над особенной статью — заторможенностью-отмороженностью, так напоминающее подводное царство, где бродят дюже задумчивые хищники, вертлявый блатняга-Ёрш кадрит селедок и подчует их червячками из портсигара, но жениться, бедолага, вынужден на толстой перезрелой Щуке, пока не съела. А поскольку именно его назначают премьер-министром, быть Щуке первой леди.

Но этими аллюзиями вы, уважаемые зрители, не обманывайтесь и смело берите своих чад. Потому что этот радостный «Конек-горбунок» режиссера Евгения Писарева предназначен в первую очередь для них. И актеры выкладываются для них от всей души. И простодушный Иван (Аркадий Киселев), и простая русская Царь-девица (Ирина Пегова), которая и коня на скаку остановит, и на моторке по окияну просвистит, и любую роль исполнит. И пластичный Конек (Сергей Медведев). И царь — заложник своего положения (Сергей Беляев). И вертлявый Ёрш, он же ворчливый отец (новое приобретение МХТ Игорь Хрипунов). И злодей-завистник Спальник (Эдуард Чекмазов) — все играют сказку всерьез. Как дети, честное слово.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000