«Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик

Елена Киселева, Правда, 15.08.2002
В результате конкурса, проведенного Московским Художественным театром имени Чехова совместно с министерством культуры, репертуар театра пополнится тремя новыми пьесами. На конкурс было подано более 30 пьес из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городов. Жюри возглавил Олег Табаков. Отобраны пьесы: «Терроризм» братьев Пресняковых из Екатеринбурга, «Пьемонтский зверь» Андрея Курельчика, пока никому не известного автора с Украины и «Облом-off» известного московского драматурга Михаила Угарова (сценарий сериала" Петербургские тайны"), спектакль по которой успешно идет в Москве в Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина.

Около полутора лет назад в министерстве культуры прошла коллегия, посвященная современной драматургии. Тогда решили, что министерство готово профинансировать два конкурса на лучшую пьесу (или — пьесы) для двух театров — МХАТа имени Чехова и БДТ имени Товстоногова. И вот мхатовский конкурс подошел к концу и театр выбрал для постановки в новом сезоне три пьесы, написание которых и постановка финансируются министерством культуры.

Наибольший интерес вызывает будущая постановка «Облом-off». Идея реинкарнации забытого театром «Обломова» принадлежит Олегу Николаевичу Ефремову. В последние годы жизни он мучительно искал новые формы и хотел ставить авангардистскую пьесу Михаила Угарова «Зеленые щеки апреля», героями которой являются Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Правда, дальше нескольких репетиций дело не пошло, и Олег Николаевич предложил драматургу написать для МХАТа имени Чехова современную версию «Обломова». Идея состояла в том, что сейчас в мире остались только Штольцы, а Обломов как тип давно вымер и именно поэтому может сегодня считаться национальным героем, а облитая позором в школьных учебниках обломовщина — потерянным земным раем. После смерти Ефремова пьеса долго ждала своего режиссера, пока господин Угаров не взялся за нее сам.

Режиссерский дебют Угарова прошел довольно успешно и потому новая постановка на сцене МХАТ будет интересным событием еще и потому, что московские и петербружские театралы, которые ездят на значительные премьеры в Москву, будут сравнивать две постановки.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000