Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается»

Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Он ужасно занят. работа в союзе кинематографистов. только что вышла премьера в мхт: первая его большая роль в этом театре — главная роль в «крейцеровой сонате» льва толстого. съемки в одессе. он очень занят, но при этом, кажется, абсолютно владеет ситуацией и ведет себя как настоящий барин: быстр, весел, вежлив, внимателен, обаятелен, искренен, отвечает почти сразу, почти не задумываясь, иногда — в открытую забавляется. вообще, у него, кажется, настоящий комплекс собственной полноценности, что, безусловно, — огромное его достоинство и невероятная по нынешним временам редкость.


- Вам приятно, что вы стали Михаилом Евгеньевичем для незнакомых людей, а Мишей быть перестали?

 — Не знаю. На самом деле я все равно Миша. А что касается «Евгеньевича», то у нас это с Константином Юрьевичем (Хабенским. — Прим. ред.) давно пошло — мы так друг друга называем уже несколько лет. Плохо другое — возраст. Хорошо, конечно, что есть какое-то признание. С другой стороны, признанию всегда сопутствует осознание того, что ты стареешь.

- Переход в средний актерский возраст болезненно прошел?

 — Я никогда не отношусь болезненно к своей работе. Я знаю, что для меня работа всегда найдется. Просто я должен отдавать себе отчет в том, сколько лет активной актерской деятельности мне осталось. Думаю, не более десяти, учитывая, что мне сорок. Ну пятнадцати.

- Почему так?

 — Потому что рядовой артист, не руководитель своего театра, к пятидесяти — пятидесяти пяти годам играть перестает. Такова театральная практика.

- А вы еще как-то умеете зарабатывать, кроме как игрой?

 — Вот это я и должен понять за те десять — пятнадцать лет, которые мне в профессии остались. Наверное, придется открывать свой бизнес, чтобы не пришлось потом висеть на шее у детей и ныть, что я никому не нужен.

- Когда этот номер выйдет из печати, уже будут известны результаты выборов в руководство Союза кинематографистов. Зачем вам пост председателя Союза? Откуда в вас имперские амбиции?

 — Меня знаете, на чем поймали, втянули в эту историю? На патриотизме.

- А вы спокойно относитесь к этому слову, не передергивает от пафоса?

 — Нет. Мне вот интересно, а на фиг тогда в этой стране жить, если от слова «патриотизм» передергивает? Еще вопрос — я встречаю много молодых, от которых прихожу в шок. Потому что они с таким презрением говорят: «Фу, Россия, тут всегда будет бардак и ворье». Ну тогда и валите отсюда, если тут всегда так будет! Или это такая позиция — очень выгодная, кстати, — «мне все не нравится, поэтому я ничего не буду делать». Самая выгодная позиция: быть всем недовольным и ничего при этом не делать. Я хотел сделать. Пытался. Бился. Понимал всегда, что это все очень сложно. Потому что если в организации начинают мешать личное с общественным, то она обречена на гибель и провал. Это я про Союз кинематографистов. Если нет единоначалия — тоже гибель. Если даже над очень талантливыми людьми не стоит средний управленец — они начинают хуже работать. А там его нет — и, я думаю, не будет. Но самое главное — что они личное мешают с общественным. И пока они это не поймут, они не вынырнут из тех проблем, в которых они находятся.

- То есть ваша мотивация — попробовать сделать что-то хорошее, да?

 — Да. Попробовать сделать мир лучше. Вот и все.

- Если вас не выберут председателем, вы сильно расстроитесь?

 — Нет. После определенных моментов моей жизни я перестал обращать внимание на критические замечания в свой адрес. Потому что ну слишком много неадеквата. Есть люди в моей жизни, к которым я прислушиваюсь. Они всегда попадают в десятку — обидно это, не обидно, но они всегда точны. И их я слушаю. Потому что это по делу и двигает меня как творческого человека. А тех, кто мной недоволен — как актером ли, как режиссером ли, как продюсером ли, как управленцем ли, — я просто не слушаю. Я человек отходчивый, не злой и ничего никогда не делаю против своей совести.

- Что дает такую уверенность в себе?

 — Я занимаюсь профессией, которую люблю и в которой что-то понимаю, как мне кажется. У меня есть семья, дети, жена, которая меня всегда поддерживает. Поэтому — чего? О чем переживать? Потом я такой человек — я не могу долго находиться в грусти. Я обязательно должен себя как-то развлекать.

- Сам?

 — Сам. Я такая — машинка развлечений для самого себя. В конце концов, летом могу сесть на мотоцикл и просто поехать куда-нибудь.

- Что для вас самое приятное в успехе?

 — Самое приятное — это что во МХТ в актерском буфете меня студенты в очереди всегда пропускают. Да! Точно! Вот это и есть самое приятное — «кафешное» признание. Признание работников столовой — оно самое настоящее. Значит, действительно что-то сделал. А так — театральных призов я не получал. Кинематографических — тоже. И, я думаю, в связи с работой в Союзе кинематографистов — долго еще не получу. Меня сейчас выдвинули на «Золотого Орла» за «Ликвидацию» — но я ни за что не получу. Мне просто интересно, как именно это произойдет.

- Позднышев в «Крейцеровой сонате» — первая ваша большая главная роль в МХТ, и фактически — это моноспектакль, то есть два часа вы - в монологе в метре от зрителей. Тяжело это?

 — Ну да, физически тяжело. Мы долго как-то собирались, все откладывали — из-за меня, а потом собрались и сделали все очень быстро, за два месяца.

- Вам близко то, что делает ваш герой?

 — Ну конечно, нет.

- Вам свойственен собственнический подход к жене?

 — Ну конечно, да.

- Почему?

 — Потому что это — мое. Жена. Дети. Собака. Я за это буду драться, пока дышу. Никому не отдам. Имею на это право.

- Когда вы почувствовали себя взрослым?

 — А я еще не почувствовал себя взрослым. Наверное, это ужасно, но взрослым себя начинаешь ощущать, когда умирают родители. Поэтому я себя еще чувствую ребенком. Приехала ко мне мама — и я себя поймал на том, что разговариваю с ней, как ребенок. И она на меня реагирует как на ребенка и несерьезно машет на меня рукой. И что бы я ни делал, все мои достижения тут же начинают казаться мне нулем по сравнению с тем, что приехала мама.

- Когда много работ, много дел — где-то человек обязательно теряет. Вы где потеряли?

 — В Союзе кинематографистов, где я потерял все, что нарабатывал, — честь и уважение. Зато меня это сразу очень мобилизовало на работу в театре. Я понял, что из театра я не уйду — мне нравится там работать. Это у меня получается. Я нашел в себе большое количество творческих потенций, чтобы работать в театре, чтобы сниматься в кино, чтобы вести большое количество мероприятий, которые мне всегда нравились: те же «Бои без правил». Я понял, что меня это заводит. И снимать я еще буду. Пусть что угодно говорят, а я все равно буду.

- Получается вообще делать то, что хочется?

 — Вообще — да.

- Много приходится делать того, что не нравится?

 — Практически ничего. Мне нравится практически все, что я делаю. Что-то легче получается, что-то тяжелее, но нравится почти все.

- Вы всегда знаете, как надо поступать с детьми?

 — Только дружить. Они же на нас смотрят — это и есть самое главное воспитание. Как мы себя ведем, что смотрим, что говорим, над чем смеемся. Какие мы - и дети такими же становятся.

- Приятно видеть, что они становятся такими же?

 — Мне приятно, что они меня слушаются. Что их можно в чем-то убедить логически. Например, не рисовать на обоях в коридоре. Меня радует, что мои дети вменяемые и что я могу им что-то объяснить. Хотя, знаете, мама мне тут сказала, что и я был таким ребенком, что со мной не было проблем: все понимал с первого раза, делал то, что она говорила. Это уже потом, когда гормональный всплеск случился, я перестал ее слушаться, а так проблем со мной не было. Так что чему удивляться? Генетика: от груши вишен не рождается. Груша — она и есть груша.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000