Сонечки да танечки

Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
«Сонечку» по одноименной повести лауреата «Букера» Людмилы Улицкой поставила актриса Марина Брусникина, больше прославившаяся не на актерской, а на педагогической ниве.

Со своими студентами Школы-студии МХАТ (ныне вошедшими в труппу театра) она сделала уже не один удачный спектакль, за что получила именную премию Табакова, «Хрустальную розу Розова» и всяческие похвалы коллег. От ее новой работы с молодыми актерами из МХАТа, Табакерки (границы между труппами которых все больше размываются) и студентами Школы-студии ждали многого.

Снова это была не пьеса, а проза. «В прозе есть секрет, который я почувствовала в работе над спектаклем „Пролетный гусь“ и нашла подтверждение в „Сонечке“. Это возможность открытого общения со зрителем, при котором отсутствует четвертая стена. Работая в прозаическом произведении, актер сохраняет не только позицию персонажа, но и всегда остается самим собой», — объясняла Марина Брусникина. Такой прием искусно вплетает Петр Фоменко во многие свои спектакли. Брусникина его использует не как вспомогательное средство, а как принцип. «Сонечку» инсценировать не стали, а просто все вместе почитали вслух. Произнося слова главной героини и тут же отзываясь о ней в третьем лице. Поочередно становясь то Сонечкой, то ее мужем Робертом Викторовичем, то ее дочерью Танечкой — всем поровну достались кусочки ее счастья и ее беды.

Говорить о спектакле — рассказывать семейную хронику Улицкой. Иначе невозможно, потому как ни в одной постановке режиссер не был так же близок к оригиналу, как и любой читатель, в руки которого попала книга. И поэтому, если, читая Улицкую, вы остались неравнодушны к судьбе скромной библиотекарши, вышедшей замуж и оказавшейся в одночасье самым счастливым человеком; если вы восхищались ее способами избежать семейных конфликтов (не нравилась мужу русская литература, которой она жила до его появления, так к разговорам о русской литературе они больше не возвращались); если молились вместе с ней: «Господи, если можно, девочку. Господи, если можно, беленькую» и если вместе огорчались, получив беленькую, но совершенно далекую от нее дочь, — вам придется по вкусу и спектакль.

О чем ставила его Марина Брусникина? О том, что «жизнь беспощадна, когда человек оказывается перед фактом случившегося и невозможно ничего изменить. И все-таки в любую секунду каждый человек сохраняет за собой право выбора: сохранить или разрушить следующий миг жизни», — писала она в программке. Но получился этот спектакль о природе белого и светлого. В душе. В человеке. В той же жизни.

В театральное опьянение от спектакля впасть не получится — слишком он уютный и домашний, наподобие той обстановки, которой так старательно окружала свою семью Сонечка. Наверняка он далек и от «театра в идее, в теории, в идеале», который любит Улицкая и который писательница, как и многие другие, в жизни не встречала. Но потенциальной публике мхатовской «Сонечки» вслед за Улицкой хочется пожелать настроить себя на ноту доброжелательного зрителя. А в помощь дать еще один ценный фрагмент из программки: «Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути». Это бабушкин рецепт счастья — так там и написано. Неважно, чьей бабушки — Улицкой, Брусникиной, Сонечкиной или вашей, главное, совет-то какой хороший!
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000