Жена и любовница

Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Пустая комната. Сразу понятно: в ней живет один человек. Комната полна одиночеством. Звонок, входит гостья. Хозяйка, Мадлен Палмер, и гостья, Фрэнсис Бил, — главные и единственные героини спектакля. На остров Уайт, край если не земли, то Англии, одна приехала, чтобы встретиться с другой.

Перед нами две личности. Хозяйка — одиночка, бывшая левачка, не признающая условностей, искусствовед. Гостья — бывшая хранительница домашнего очага, ставшая известной писательницей. Обе немолоды и сохранны по-разному: одна — самодостаточна, другая — отмечена печатью непроходящей зависимости. Этих женщин объединяет один человек. Любовник Мадлен, муж Фрэнсис. Бывший муж и бывший любовник, давно уехавший в Штаты, чтобы начать новую жизнь с кем-то следующим.

Фрэнсис медлит на пороге, медлит снять пальто, медлит начать разговор. Хотя она — инициатор сюжета: на остров-убежище явилась поставить точки над “i”. Разговор якобы важен для книги воспоминаний, которую она собирается написать. Собственно, это и есть предмет спектакля — прошедшая жизнь, с которой трудно, невозможно примириться. Две женщины разговаривают о себе по обе стороны треугольника, который все еще имеет значение. Итог — книга не будет написана, но сутки, которые они провели вместе, освободили их от пепла — памяти, иллюзий, любви.

Для чего нужен такой тихий, камерный спектакль о жизни чувств, рассчитанный на несколько десятков зрителей, умещающихся в зале Новой сцены МХТ? Для того чтобы развивалось, находило новые опоры и подавало примеры важнейшее умение русского театра (неважно, что пьеса «из английской жизни») — плетение тонкого психологического кружева.

Дэвид Хэйр (в переводе Ольги Буховой) создал беспроигрышный вариант представления для двух больших актрис. И Алла Покровская (Мадлен) с Натальей Теняковой (Фрэнсис) — разыгрывают свой дуэт как мастер-класс, с той степенью сосредоточенности и свободы, которая дается не только мастерством, но и биографией.

Елена Невежина, постановщик спектакля, исподволь, шаг за шагом, создает собственный стиль режиссуры — аскетичный, лишенный дутых эффектов. Он служит забытой заповеди о «смерти в актере» и работает на создание внутренних связей, а не на нарциссическую демонстрацию себя. Это режиссура воздушных путей, неуловимое, но упорное умение строить собственное пространство, которое передает лучшим ученикам Петр Фоменко.

«Дыхание жизни» называется спектакль. Жизни театра — тоже.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000