Кирилл Серебренников увлекся криминалом

Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Театральный сезон в МХТ имени Чехова открывается с размахом. Сегодня вечером на большой сцене театра сыграют премьеру одного из самых скандальных произведений драматурга Бертольта Брехта и композитора Курта Вайля, в котором подонки общества — воры и проститутки оказываются точным отражением его деловых верхов.

Достаточно наугад открыть любую страницу этой пьесы, чтобы просто охнуть от ее злободневности. Вот, скажем, финальный монолог бандита по прозвищу Мэкки Нож: «Перед вами гибнущий представитель гибнущего сословия. Нас, мелких кустарей, взламывающих честным ломом убогие кассы, поглощают крупные предприниматели, за которыми стоят банки. Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое убийство человека по сравнению с использованием его в своих интересах?..»

Ни ноты назад

Нынешняя премьера Кирилла Серебренникова наверняка войдет в театральные учебники, ну хотя бы потому, что опера впервые за многие годы играется в первозданном виде: наследники Бертольта Брехта и Курта Вайля не разрешили русскому постановщику менять ни ноты в зонгах, ни слова в тексте. И тогда послушный режиссер сосредоточился на музыке, пригласив в качестве соавтора и дирижера Александра Маноцкова и расположив оркестр Московского ансамбля современной музыки прямо на сцене. А кроме того, заказал новый перевод текста (диалоги перевел Святослав Городецкий, а зонги — Юлий Гуголев и Алексей Прокопьев). В результате вся шелуха, традиции и штампы, которыми оброс мюзикл, долгие годы шедший на Бродвее и постепенно превратившийся в сладкую музыкальную сказку, отпали сами собой.

В итоге Серебренников в сегодняшнем МХТ делает то же, что Брехт, в 1920−х годах переиначивший старинную «Оперу нищих» Джона Гея так, что только слепой не узнавал в этой викторианской Англии Берлин 1928 года. Так же и в нынешней мхатовской «Трехгрошовой» невозможно не увидеть реалии сегодняшней Москвы. Когда-то артисты Брехта, обращаясь к публике, разыгрывали историю знаменитого вора по прозвищу Мэкки Нож — историю о том, что богачи и преступники не два разных, а одно и то же сословие. Кирилл Серебренников, нарядив шефа лондонской полиции (Алексей Кравченко) в милицейскую форму, сделав папашу Пичема (Сергей Сосновский) бывшим уркаганом, распевающим зонги как блатные песни, и отправив ватагу молодых мхатовцев просить милостыню у сидящих в партере, повествует о том же. Одетый в костюм-тройку, зажимающий под мышкой кобуру с микрофоном вместо револьвера Константин Хабенский в роли Мэкки Ножа обращает все свои монологи в зал, превращая спектакль в лихое ток-шоу, финалом которого может стать его собственная казнь.

Новые формы

Особую остроту премьере придает то обстоятельство, что Брехт во МХАТе за всю историю этого театра ставился только два раза — в 1975 и 1995 годах, и то не слишком удачно. Театру, исповедовавшему систему Станиславского, свято сохранявшему «четвертую стену» между сценой и залом, брехтовское очуждение и прямые обращения к публике были противопоказаны. Сегодняшний МХТ лишь дальний родственник того классического театра, брехтовская сдержанность и отстранение от образа очень к лицу современным мхатовцам. Однако не отрефлексировать всю эту историю Серебренников не может. И потому Мэкки Нож в его спектакле, подойдя к рампе, берется за край занавеса, с удивлением рассматривая вышитую на нем чайку. А глава лондонских попрошаек папаша Пичем, разъясняя своим подопечным, что милостыню надо просить, потрясая богачей не натуральной бедностью, а искусством перевоплощения, цитирует монолог чеховского Треплева: «Нужны новые формы, а если их нет, то и ничего не нужно…»
Можно предположить, что какого-нибудь скандала после этой мхатовской премьеры не избежать. Слишком будоражит это зрелище, начиненное спецэффектами, видеотрюками, пародиями на старый Бродвей и нынешнюю Тверскую. Финальное же спасение героя от виселицы (по Брехту, сама королева дарует ему жизнь, дворянский титул и состояние) превращается в грандиозный фокус. Хотите знать какой — отправляйтесь в театр.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000