Почем опера для народа

Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
МХТ имени Чехова открыл сезон премьерой « Трехгрошовой оперы » драматурга Бертольта Брехта и композитора Курта Вейля. Постановщик спектакля Кирилл Серебренников первым в России перенес на театральную сцену полный вариант авторского текста и не вычеркнул ни одного зонга. От первого визита Брехта на исконно чеховскую территорию пострадала только сцена МХТ. 

Режиссер со сценографом Николаем Симоновым безжалостно сдернул с нее все театральные одежды, обнажив пространство до задней кирпичной стены. И в итоге подчинили сценографию эстетике близкого Брехту « бедного театра ». Герои обитают то ли на огромном складе, то ли в опустевшем фабричном цеху. Функции кресел и шкафов здесь выполняют железные тележки из супермаркетов. А праздничный стол гостям на свадьбе Мэкки-ножа (Константин Хабенский) и Полли Пичем ( Ксения Лаврова Глинка) заменяет огромный мусорный ящик. 

Серебренников все время обманывает ожидания зрителей. Вместо Мэкки, романтического вора, на сцене — герой нашего времени. Бизнесмен среднего класса, одетый с иголочки и прячущий руки в белые перчатки. Мир вокруг антисанитарен, поэтому перчатки приходится то и дело менять. Помойка для этого Мэкки — давно пройденный этап, и его фраза о том, что пора переходить в банк, звучит как вполне логичный способ продолжить карьеру. Арест Мэкки выглядит по-медицински стерильно: полицейские замотают голову и плечи героя прозрачной пленкой и поведут в участок.

Не увидит публика и открытого противоборства между Мэкки и Пичемом (Сергей Сосновский). Он здесь скорее философ, изрекающий одну истину за другой, а главный двигатель интриги — его супруга Селия Пичем (Марина Голуб). В начале спектакля актрису не узнать: толстуха в синем халате с трудом передвигает ноги, приходя в себя после тяжелого похмелья. Но как только Селия решает освободить Полли от Мэкки, ее жизнь обретает смысл. Старуха становится активной, начинает следить за собой и хорошеет на глазах.

О Германии в «Трехгрошовой опере» напоминают приемы кабаре, старых немецких фильмов с Марикой Рекк и Марлен Дитрих и табло с бегущей строкой “die Dreigroschenoper”, которое не раз выносят на сцену. Но едва дело доходит до восстания нищих, становится ясно: режиссер не забыл и о родной стране. Один за другим Серебренников выводит на сцену персонажей, которых каждый из нас наверняка встречал в подземных переходах или в вагонах метро. Инвалиды в полувоенной форме, сгорбленные старухи с табличками, порой поющие противным голосом, калеки с обнаженными культями.

В начале третьего акта часть попрошаек проходит через зал на сцену, по пути приставая к зрителям. Наверняка многие из них — клиенты фирмы, похожей на контору папаши Пичема, лихого имиджмейкера, придумывавшего для нищих образы, заставляющие прохожих раскошелиться. Полицейские, друзья преступников, похожи на наших оперов (с ударением на последнем слоге).

В этом ярком и динамичном спектакле Серебренников находит собственный эквивалент брехтовского « отстранения ». В нынешнем жестоком мире выжить сумеет только тот, кто не принимает ничего близко к сердцу, и относится к жизни как к игре. И тогда жизнь в ответ предлагает свою игру, вознося недавних неудачников наверх. В буквальном смысле слова: в финале Мэкки уходит по ковровой дорожке куда-то под колосники, ступая прямо по вертикальной стенке, — то ли в небеса, то ли к вершинам власти.

Режиссер Кирилл Серебренников: «Стараюсь работать с одними и теми же артистами»

Я не собирался навсегда связывать свою жизнь с новой драмой, хотя с удовольствием работаю над текстами современных драматургов. Существует несколько тематических территорий, которые мне интересны. С одной стороны, это пьесы, которые мне хотелось бы поставить. С другой — территории театров, в которых я репетирую и выпускаю спектакли. Стараюсь не метаться по разным точкам и работать с одними и теми же артистами. Главная прерогатива, за которую я готов биться, — это возможность общаться с людьми, которые мне интересны.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000