Человек мхатовской школыРоман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009 Сегодня в МХТ имени Чехова пройдет прощание с народным артистом России Владимиром Кашпуром. Он скончался накануне, не дожив всего нескольких дней до своего 83-летия. Владимир Терентьевич Кашпур не был кумиром миллионов, не мог «сделать кассу», почти никогда не играл главных ролей ни в кино, ни в театре но был одним из тех актеров, без которых ни настоящий театр, ни серьезное национальное кино существовать не может. И на сцене и на экране он - со своим каким-то крестьянски-солдатским лицом будто бы оставался «человеком из жизни», и его участие всегда оказывалось не просто органичным, а необходимым, серьезным. В искусство Владимир Кашпур попал не сразу. Он из уходящего поколения актеров-фронтовиков. Уроженец Алтайского края, в последние годы войны Кашпур учился в Харьковском военно-авиационном училище, впоследствии был штурманом и диспетчером авиакорпуса. Школу-студию МХАТ окончил уже зрелым человеком, в конце 50-х. В начале 60-х Кашпур попал в Художественный театр, где и прослужил почти полвека. Театру он действительно «служил», достаточно посмотреть на список его ролей: от гвардейца в детских «Трех толстяках», сыгранного в первый же год работы, до последней роли Фирса в чеховском «Вишневом саде». Даже самая маленькая роль оказывалась у Владимира Кашпура подробной и наполненной игрой и смыслом. По воспоминаниям партнеров, он был, с одной стороны, неистощимым на выдумки лицедеем и доброжелательным партнером, а с другой проницательным мастером, четким и даже строгим профессионалом, внимательным к деталям и не терпящим приблизительности на сцене. Словом, истинным, а значит, редким носителем лучших традиций мхатовской школы. «За такими артистами стоит не театральная и даже не бытовая правда, а правда генетическая, связанная с корнями нации»,- говорил о Владимире Кашпуре Кама Гинкас. Именно Гинкас разглядел в тишайшем актере Кашпуре склонность к трагифарсу. В спектаклях этого вроде бы немхатовского режиссера Кашпур сыграл одни из лучших своих ролей судью в легендарном «Вагончике», отца невесты в «Тамаде», а потом, уже в Театре юного зрителя, старика Песоцкого в «Черном монахе». Его поздние роли еще раз показали, что Владимир Кашпур был одним из тех актеров, у которых с возрастом сценическая харизма не теряется, а, напротив, усиливается. Этот «типичный представитель народа» словно отделился от массы, привнеся на сцену тему своей личной судьбы, тему упорства и слабости человека, знание конечности его жизни. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |