Нас многие считают фриками

Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Завтра во МХАТе имени Чехова состоится премьера спектакля «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых в постановке Кирилла Серебренникова. Имена екатеринбургских драматургов в театральных кругах стали известны года полтора назад, и никто не мог предполагать, что к премьере название их пьесы вдруг станет злободневным. Накануне ОЛЕГ и ВЛАДИМИР ПРЕСНЯКОВЫ ответили на вопросы РОМАНА Ъ-ДОЛЖАНСКОГО.

- Накликали, Кассандры?

О. П. : Да нет. Вот и про элиту Серебряного века говорили, что они накликали революцию. Просто была какая-то атмосфера отчаяния, предчувствия, интуиция работала. Потом сами же и пострадали. А мы написали пьесу «Терроризм» сравнительно давно, но страх определенный присутствовал, витал в воздухе, накапливался…

- Насколько я понимаю, вы вообще рассматриваете в пьесе не политический терроризм, а терроризм частных взаимоотношений между людьми.

О. П. : Да. Все события, которые случаются в жизни общества, на самом деле рождаются там.

В. П. : На уровне быта.

О. П. : Именно там нивелируются те привязанности, которые мы называем религиозными, культурными, национальными. Терроризм — это явление, которое преследует человека на родовом уровне.

- А вас самих не принимают в столице за террористов? Документы в Москве часто проверяют?

В. П. : Больной вопрос. По нескольку раз в день.

О. П. : Мы успокаиваем себя тем, что в нас соединились два потока, две великие цивилизации — восточная и европейская. И вся наша жизнь посвящена осознанию этого и русскому языку.

- А вы знаете родной язык вашей мамы?

В. П. : Немножко. Фарси — сложный язык.

О. П. : По крайней мере, это соединение кровей в нас мирное. Может быть, в нас заключен какой-то символический выход…

- Как вы пишете вдвоем?

В. П. : Вдвоем вообще все делать удобнее. Не случайно и сексуальные отношения рассчитаны на двоих. 

- Ну, знаете, бывают варианты.

В. П. : Все равно рано или поздно возникают проблемы. А нам часто одно и то же приходит в голову одновременно — реплика или поворот событий. 

О. П. : Нам вообще комфортно жить в состоянии диалога. Для драматургии это самое плодотворное состояние. Прислушиваться к внутреннему голосу легче вдвоем, возникает взаимоотражение. 

- Вы на людях всегда держитесь вместе. А вы когда-нибудь вообще расстаетесь? Ну, в лифте когда-нибудь ездите поодиночке?

В. П. : Бывает. Но потом очень долго, в подробностях друг другу рассказываем, как это было.

- Путь из филологов в писатели был длинным?

О. П. : Мы не так давно начали писать, в конце 90-х.

В. П. : А до этого долгие годы разговаривали друг с другом фразами, которые потом превратились в реплики.

- Вы создали в Екатеринбурге самодеятельный театр, который назвали Театром Кристины Орбакайте. Он нужен был потому, что вас не хотели ставить в других местах?

О. П. : Мы по театрам не ходили и пьес туда не носили. Хотели все сделать сами. А потом тексты попали в Москву. Но есть среди них такие, которые мы все равно только сами хотим поставить.

- Вам комфортно жить в Екатеринбурге?

В. П. : Ощущение дискомфорта не зависит от места.

- Говорят, вы боитесь самолетов и всегда ездите в Москву на поезде. У вас вообще много всяких личных фобий?

В. П. : Некоторые фобии у нас развиваются. Иногда живем вроде спокойно, а в какой-то момент — бац! — и можно провалиться в пропасть. Обычная поездка в автобусе может обернуться такой катастрофой, которая авиации и не снилась.

О. П. : Мышление тоже может быть экстремальным, катастрофическим. В моменты его обострения перестаешь замечать окружающий мир. Наверное, поэтому нас многие считают фриками, неадекватными людьми.

- Сейчас о вас много говорят, театральная среда заинтригована вашими пьесами. Не боитесь медных труб?

В. П. : Спокойно относимся. Знаем, что пройдет и это.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000