МХАТ прочитал Улицкую

Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
В последний день сентября на новой сцене МХАТа имени Чехова молодые актеры преподнесли зрителям «Сонечку» — театральную версию повести Людмилы Улицкой.

Спектаклем это вряд ли назовешь. Исполнители не играют роли — они рассказывают, напевают и танцуют жизнь персонажей. Прежде всего — судьбу главной героини произведения, кроткой Сонечки. Так уж повелось в русской литературе, что Сонечки — обычно девушки тихие, скромные — и любящие, всепрощающие. Имя героини сродни слову «сон» — и действительно, Сонечка так сильно любила читать, что даже ее сны напоминали романы, и девушка ощущала шрифт, которым они были написаны. Да и семейная жизнь Сонечки, то радостное время, когда книги незаметно отошли на задний план, а «первое место» заняли муж, дочь и подруга дочери, ставшая почти родной, — может быть, она тоже пригрезилась героине? Хрупкой бабочкой выпорхнула Соня из кокона томов, полетела в объятия мужа-художника, запричитала: «За что мне такое счастье?». Но дочь Таня выросла совсем не похожей на мать, лучшая подруга дочери, Ясенька, стала любовницей Сонечкиного супруга, Таня разгневанно укатила к бесшабашному поклоннику: Потом муж умер, Яся не без помощи «тети Сони» отыскала в Польше родственников и переехала к ним, — а главная героиня вернулась пастись на широкое поле литературы с твердой уверенностью, что все случилось именно так, как и должно быть. Грустно и одиноко.

«Все это я отчасти видела и знала, отчасти придумала», — говорит автор произведения Людмила Улицкая. Многие зрители уже знакомы с ее произведениями в исполнении молодых актеров МХАТа. Рассказы Улицкой звучали на традиционных творческих вечерах театра. Трепетно, задушевно, осторожно — именно так надо рассказывать о героинях Улицкой. А в «Сонечке» еще и выстраивают на сцене невероятные конструкции из стульев (даже на первой странице в программке изображен этот предмет мебели — ведь именно с сидения Сонечки на стуле с книжкой в руках и начинается повествование!); хором повторяют заветные мысли-вздохи персонажей; плавно переходят, словно перетекают со слов автора повести к словам Шекспира, Пушкина, Толстого (опять же - главная героиня любила читать, долгое время жила литературой): Людмила Улицкая писала, что у супруга Сонечки был «сияющий голос». И, кажется, голоса молодых актеров тоже лучатся, сверкают.

Режиссер спектакля Марина Брусникина убеждена, что творчество Улицкой наполнено положительной энергией, лечебной и созидательной, и что каждая фраза писательницы — «предмет искусства». Поэтому слова со сцены звучат по особенному, тем более что Сонечка тоже, если вдуматься, особенная: «Наша героиня, несмотря на все суровые испытания, невзирая на тихость и кротость характера, — созидатель, творец жизни. Это дорогого стоит», — уверяет Марина Брусникина. Не пьеса, а проза: В такой же манере поставлен Брусникиной и «Пролетный гусь» Астафьева, произведший на всех огромное впечатление в прошлом сезоне. Театральная версия повести дает возможность открытого общения со зрителем, при котором исчезает четвертая стена. Зритель сможет не только почувствовать, но и прочувствовать.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000