Терроризм

Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Вот спектакль на злобу дня. Яркий, буйный, в меру изобретательный, не в меру длинный. Все ингредиенты модного события налицо. Первый — жаждущий обновления МХАТ, который отдал «Терроризму» вторую по величине свою площадку. Второй — бесстрашный режиссер Кирилл Серебренников, постановщик «Пластилина» и «Откровенных полароидных снимков», наполнивший спектакль не сказать что жизнью, но безостановочным физическим действием (хореограф Альберт Альберт). Третий ингредиент — дерзкие парни из провинции, братья Пресняковы. Братья в литературных институтах не обучались. Они филологи. В театре они изобретают велосипед (как известно из истории, этот подход нередко приносит феноменальные плоды). Пресняковы взялись написать пьесу, в которой вообще нет героя и в которой стреляет совершенно не то ружье, что висит на стенке в первом действии. В роли ружья у Пресняковых выступают чемоданы на взлетной полосе. Взрывы домов и самолетов начинаются с того же - разъясняют они в пьесе, — с чего начинается родина: со старой надоевшей собаки, выброшенной из окна, затравленных детей, затюканной юности и въевшегося в подкорку чувства опасности у всех без исключения взрослых. Опасности, которую источают чужие чемоданы, собственные портфели, незнакомые люди, знакомые кавказцы, вода без вкуса, колготки с запахом, отсутствие аппетита и тем более его наличие. В такое время не может быть главного героя — в его действительном и страдательном залоге, и в такое время рвануть может что угодно и когда угодно. Героя в серию пресняковских картинок вписал уже Кирилл Серебренников, позаимствовав его из другой пьесы Пресняковых. Это кудрявый худенький мальчик, слуга просцениума: там поскулит собакой, тут поскрипит качелями, то аккорд возьмет на пианино, иногда просто сидит, ручонки сложив на коленях, — безучастный соглядатай и немой свидетель. Все ждет чего-то.

Первая реакция на сверхактуальный «Терроризм» — плюнуть и забыть, как забывались десять лет назад спектакли о перестройке. Только мальчик этот из памяти не выходит. Худенький, беленький — сидит и глазки таращит: что-то еще случится?
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000