Ядерная физика в действии

Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Из спектакля зрители многое узнают о расщеплении атома, теории неопределенности немецкого физика Гейзенберга и теории приблизительности датчанина Нильса Бора, но останутся в полном неведении, почему с таким интересом в течение трех часов слушали пьесу, где герои-физики ведут сложный профессиональный разговор и нет даже намека на любовную интригу.

Пьеса известного английского писателя Майкла Фрейна рассказывает о реальной встрече осенью 1941 года в оккупированном немцами Копенгагене двух великих физиков-ядерщиков Нильса Бора и его ученика Вернера Гейзенберга, официально работавшего на Третий рейх. Зачем Гейзенберг, преодолевая немыслимые препятствия, приезжал к своему учителю? Это остается загадкой и сегодня, когда, как говорит Бор в самом начале спектакля своей жене Маргрет, «нас троих уже давно нет на свете». Эти трое пытаются реконструировать ту давнюю встречу и осмыслить ее, но уже исходя из нынешнего знания. Тогда, в 41-м, порядочнейший Бор едва не выгнал любимого ученика, испугавшись, что тот вооружит Гитлера ядерной бомбой. Потом сам он окажется в Америке и будет иметь непосредственное отношение к тем бомбам, что упали на Хиросиму и Нагасаки, а проклятый многими Гейзенберг так и не одарит фашистов страшным оружием, саботируя свою работу под видом незнания, как выяснилось впоследствии, липового. Все он прекрасно знал — но еще лучше знал последствия соединения любимой науки и политики. Дело, однако, не просто в реабилитации Гейзенберга, но в еще одной попытке решить извечный вопрос: что в конечном счете важнее — достижения человеческой мысли или мораль? Вопрос более чем актуальный именно сегодня.

Но не только «Копенгаген» Фрейна, завоевавший мировые подмостки и получивший самые престижные драматургические премии по обе стороны океана, — пьеса загадок, спектакль по ней, поставленный режиссером Миндаугасом Карбаускисом, тоже полон неожиданностей. Известно, что автор запретил МХАТу сокращать текст хотя бы на полслова. И вот постановщик, один из самых талантливых московских молодых режиссеров с безудержной фантазией, не делает ничего, что могло бы хоть немного утеплить и расцветить текст. Минималистское оформление (металлические пеналы с бегущей по ним текстовой строкой, которые то поднимаются, то опускаются), отсутствие музыки — она звучит несколько минут только в финале — и сдержанная игра актеров, добиться чего, наверное, было особенно трудно с премьерами и любимцами публики Олегом Табаковым (Бор), Ольгой Барнет (жена Бора) и Борисом Плотниковым (Гейзенберг). В результате получился стильный европейский спектакль, от которого невозможно оторваться.

Вполне допускаю, что не всем зрителям большого зала чеховского МХАТа понравится весь вечер слушать рассуждения о квантовой механике и изотопах, хотя на самом деле речь в спектакле, конечно, о другом, но в данном случае театр решил не считать зрителя глупее себя и оказался прав. Кроме того, имена знаменитых актеров на афише привлекательны сами по себе, хотя прелесть постановки как раз в том, что режиссер не дает им «разыграться» на все сто: скрытый драматизм гениального Бора, элегантной Маргрет и одержимого Гейзенберга больше говорит о подлинной трагедии времени, чем любые актерские соло. Словом, это спектакль не внешних эффектов, а внутренних прозрений — нечастое явление на московской сцене.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000