Танцы минус, танцы плюс

Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Спектакль состоялся во многом не благодаря чему-то, а вопреки.

Вопреки расплывчатой концепции режиссера Аркадия Каца, до последнего момента, кажется, так и не решившего, чего же он хочет. Невзирая на поверхностное на первый взгляд произведение «Немного нежности» современного итальянского драматурга Альдо Николаи, чей «Гамлет в остром соусе» уже бесследно исчезал из репертуара театра после нескольких премьер. И несмотря на красивое, но нефункциональное художественное решение Татьяны Швец, лишившей персонажей центрального места действия — окна. В окно герои пьесы должны лезть, разбивать его вдребезги, через окно вести ключевые диалоги, объясняться, любить и ненавидеть. Окна в спектакле нет.

Вместо него — угловая прорезь в декорации. Но актеры — Ольга Яковлева, Станислав Любшин, потрясающая, но не столь известная Наталья Кочетова (в последнем мхатовском «Преступлении и наказании» она сыграла мать Раскольникова), Владимир Краснов и Ирина Мирошниченко — могут оправдать и не такие символы. После их литературной редактуры пьеса стала казаться шедевром. Альдо Николаи — просто Шекспиром, написавшим современного «Короля Лира». А история — волнующей летописью, в том числе и наших дней.

В доме престарелых появляется новый постоялец Ненил (Станислав Любшин). И - кто бы мог подумать — в данном заведении рождается пылкая любовь. Чувства Ненила с Мими (Ольга Яковлева) оказываются столь сильными и серьезными, что старики хотят пожениться. Это не спасение от одиночества, а самая настоящая любовь с первого взгляда. Но когда о решении они сообщают своим детям, то неожиданно встречают отпор: отпрыски ничего не хотят менять в своей жизни и давно уже лишили отца с матерью прав на собственные чувства. Постояльцы дома престарелых и танцор — массовик-затейник помогают паре бежать.

Играют актеры великолепно, опять же, несмотря на то, что у всех у них слишком цветущий для дома престарелых вид. Владимир Краснов (танцор Бату) так лихо отплясывает и бьет чечетку, что можно усомниться: действительно ли он до последнего времени работал в Саратовском ТЮЗе, а не где-нибудь в ансамбле танца Игоря Моисеева. Станиславу Любшину и Ольге Яковлевой, исполняющей одну из своих лучших ролей, рукоплещут не за трюки. Они заставляют зал и рыдать, и смеяться, и искренне радоваться, что хотя бы этим двоим удалось вырваться из плена старости. Ведь в любом возрасте человеку хочется «немного нежности». Они привыкли жить, ничего не требуя, особенно сочувствия, у тех, кому отдали все. Но как быть, если пропадает зрение, слух, исчезают волосы, зубы, но заряд любви остается неизменным?

Итог пьесы неутешительный. Да, Мими и Ненил все-таки женятся и убегают вдвоем из дома престарелых в прекрасное далеко. Но что они в этом прекрасном далеке будут делать? Бомжевать? Ведь в их квартирах живут их любимые дети, которые готовы отправить родителей в дом умалишенных, лишь бы только не лишаться наследства. Их пенсии также получают дети, а о поисках работы в таком почтенном возрасте речи не идет… Но вывод из спектакля мажорный: хорошие актеры спасут любого режиссера и вытянут любую пьесу. Стоит только захотеть.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000