Фивы наших дней

Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Во МХАТе им. Чехова премьера — «Антигона» Ануя. В санкт-петербургском БДТ тоже идет спектакль Темура Чхеидзе «Антигона». Правильный, спокойный, размеренный, «античный». Там играют царей, племянниц царей, сестер племянниц царей и сыновей царей. Но прежде всего — царей.

Смотришь «Антигону» во МХАТе — и глазам своим не веришь. Та же пьеса Жана Ануя. Тот же режиссер — Темур Чхеидзе. Почти те же мизансцены, знакомая музыка Джонатана Ли и похожие современные костюмы. Но другие актеры — Отар Мегвинетухуцеси (худрук Театра имени К. Марджанишвили теперь будет регулярно из Тбилиси приезжать в Москву) и Марина Зудина — играют прежде всего людей. Да, он все тот же царь Фив Креон, она все та же невеста его сына, решившая похоронить тело брата, зная, что по указу будущего свекра за это ее ждет смертная казнь. Но на «Антигоне» Темура Чхеидзе во МХАТе обливаешься слезами, словно речь идет не о далеких античных страстях, всегда поражающих прежде всего максималистским подходом к событиям и готовностью при первом же достойном случае положить жизнь свою и своих детей ради торжества справедливости. И не о параллелях со второй мировой войной, в разгар которой Жан Ануй написал «Антигону». На сцене — не политический театр, занимающийся делами сегодняшними и общечеловеческими проблемами, в число которых входит и бремя власти.

Национальная героиня, зная о смерти, больше всего беспокоится о своей собаке. Царь кормит с ложечки жену и, восхищенный безрассудством Антигоны, вопрошает свою безмолвную супругу — вот ты бы пришла со своей лопаткой к моему телу?.. Вся трагедия Софокла построена на столкновении двух сильных личностей. Не пренебрегли этим ни Жан Ануй, ни Темур Чхеидзе. Половину спектакля занимают диалоги Антигоны и Креона. Только Темур Чхеидзе в отличие от современников Ануя не видел в протесте Антигоны бунта плененной фашистами Франции. Когда речь идет о трагедии двух людей, но разворачивающейся прямо на ваших глазах, войны меркнут. Они — войны — далеко, а люди рядом, в двух шагах. Вот Антигона Марины Зудиной — маленькая худышка с серьезными глазами. Воробышек, загнанный в ловушку своей совестью. Мотивация ее поступков — не столько незыблемые семейно-родовые традиции, сколько юношеский максимализм и отчаяние, граничащие с упрямством. Ей надо все и сразу, а делить счастье — удел других. Мораль же Креона — интересы государства превыше всего. Он знает, какая черная работа — занятие властью, но ему необходимо, чтобы Фивы надышались трупным воздухом. Отар Мегвинетухуцеси не играет. Он живет Креоном, и в этой жизни нет места суете и античной статике. При внешнем аскетизме движений — такой вулкан внутри! Гигантский человек, он обращается с Антигоной как с несмышленым детенышем, пытается втолковать, каким та владеет бесценным сокровищем — жизнью. И Антигона почти готова признаться в собственной глупости как маленький ребенок уткнувшись головой в его колени, а затем, вскарабкавшись, обвив руками шею — ведь он ей как отец. Но Креон-властелин пока не издал закон. А потом он раб этого закона. И их конфликт — конфликт простых человеческих чувств, сталкивающихся с простой государственной моралью. Единственное разрешение которого — в словах главной героини: нужно делать то, что в твоих силах.

Не уверена, будет ли в силах простого зрителя достать билет на «Антигону» (число мест ограничено — публика сидит прямо на сцене), но хотя бы попытаться увидеть Отара Мегвинетухуцеси в роли царя Креона надо обязательно.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000