Для царей

Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
«Антигона» Жана Ануя — своеобразный аккорд в обновляющейся программе чеховского МХАТа. Приглашаются постановщиком спектакля такая харизматическая личность, как режиссер БДТ Темур Чхеидзе, сценографом — художник мирового масштаба Георгий Алекси-Месхишвили, исполнителями трех центральных ролей — выдающийся грузинский артист Отар Мегвинетухуцеси на роль царя Креонта, на роль его сына Гемона — звезда «Табакерки» Виталий Егоров и ведущая актриса того же театра Марина Зудина на заглавную роль. Ей-то в этом раскладе сложнее других. Ведь неизбежно приходится доказывать право на солирующую партию личным потенциалом, а не причиной ближайшего родства с мхатовским художественным руководителем.

Признаться, Зудиной свое самоутверждение при всем фанатизме ее героини удается вести в деликатных рамках сдержанности. Впрочем, к тому обязывает внутренняя сосредоточенность режиссуры, присущей Темуру Чхеидзе. Как все-таки спектакль похож на своего режиссера! Действо внешне неспешно, погружено в задумчивость, решено в стилистике минимализма. Из выразительных средств ненавязчиво используется негромкий, но пронизывающий эмоциональный камертон щемящей камерной музыки Джонатана Ли. Камерно и само пространство спектакля — большая часть мхатовской сцены отдана амфитеатру зрительских рядов, в центре которых ютится статичный островок заведомо известной трагедии. Ничто не отвлекает зрительское внимание от проникновения в философские глубины текста, который Чхеизде уже прочитывал сценически дважды — с грузинской труппой и в БДТ.

Пришло время и МХАТу испытать тонкий курс жанра чистой трагедии. Похоже, для режиссера эстетика наслаждения этим жанром сродни высокой культуре дегустации букета «драгоценных вин». Поэтому и о самом спектакле хочется говорить как о чисто художественном явлении, побуждающем переживать не трагизм противоборства семейных морально-нравственных устоев в лице Эдиповой дочери Антигоны с ужесточенной государственной законностью в лице царя Креонта, а артистизм и нерв воплощения трагизма. Не на это ли провоцирует и собственно авторский взгляд Ануя (позаимствовавшего сюжет у Софокла) на театральный феномен трагедии, когда он предуведомляет своего зрителя: «Трагедия — дело чистое, верное, она успокаивает… Прежде всего, тут все свои. В сущности, ведь никто не виноват! Не важно, что один убивает, а другой убит. Кому что выпадет. Трагедия успокаивает, прежде всего, потому, что знаешь: нет никакой надежды, даже самой паршивенькой; ты пойман, пойман, как крыса в ловушку, небо обрушивается на тебя, и остается только кричать — не стонать, не сетовать, а вопить во всю глотку то, что хотел сказать, что прежде не было сказано и о чем, может быть, еще даже не знаешь. А зачем? Чтобы сказать об этом самому себе, узнать об этом самому. В драме борются, потому что есть надежда выпутаться из беды. Это неблагородно, чересчур утилитарно. В трагедии борьба ведется бескорыстно. Это для царей».

И еще понимаешь на спектакле Чхеидзе, что это для царей сцены — таких, как Отар Мегвинетухуцеси, рядом с талантом которого партнеры постигают двойной эффект своей актерской экзистенции: играя трагедийные страдания, проживают благостные минуты радости вдохновения.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000