Сентиментальный роман

, 23.12.2003
Не знаю, обращаете ли вы внимание на телевизионную рекламу некоего конкурса под названием «Российский сюжет»? Ту самую, где Александр Калягин приникновенно и трепетно призывает деятелей искусства создавать положительный образ новой России и не покладая рук искать ее героев, строителей капитализма с человеческим лицом. Во всяком случае создателей «Последней жертвы» этот призыв явно не оставил равнодушными. Сюжет, ясное дело, придуман Александром Островским не сегодня, зато адаптирован к нашим современным нуждам режиссером Юрием Ереминым, сценографом Валерием Фоминым, ну и, конечно, Олегом Табаковым, не просто исполнителем главной роли, но еще и в какой-то степени ее прототипом. Наравне, естественно, с такими известными людьми, приумножившими славу русского искусства на рубеже XIX-XX веков, как П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Морозов и т.д.
Пьеса эта в нынешнем сезоне прямо-таки нарасхват. Кроме чеховского МХАТа, о ней заявили «Ленком» и Малый, но Табаков, привыкший брать быка за рога, всех опередил. Потому что давно пора показать народу, что человек, большими деньгами ворочающий, необязательно только подлец и жулик, достойный сидеть в тюрьме. Он, знаете ли, и чувства имеет, и вкус к настоящему, и слово «честь» для него не звук пустой, не говоря уж о деловых качествах, которым простой смертный может только завидовать. Все это в роли Флора Федулыча Прибыткова выразительно преподносит публике Олег Табаков, как всегда вооруженный неотразимым и победительным своим обаянием. Еремин передвинул действие пьесы Островского лет на 30 вперед, запустил на экране немую фильму, не дал никому рассиживаться и психологические кружева плести, сделал действие максимально динамичным, превратив старый сюжет в поучительную мелодраму, о которой одна расторганная зрительница на премьере сказала, утирая слезы: «Очень жизненно».
В пьесе Островского племянник Прибыткова Лавр Миронович (Валерий Хлевинский) и восторженная дочь его Ирина (Дарья Юрская) очень увлечены переводными романами. Нынешний зритель увлечен другим — телесериалами.Спектакль Юрия Еремина похож и на то, и на другое. Режиссер расказал простую, понятную каждому историю о том, как хорошая молодая женщина Юлия Тугина (Марина Зудина) полюбила красавца негодяя Дульчина (Сергей Колесников), потратила на него свое состояние, была им оскорблена и унижена, но, слава богу, нашелся рядом с ней достойный и богатый человек (Прибытков-Табаков), не оставивший в беде и подаривший ей свою любовь и покровительство. Ну да, конечно, он намного старше ее, но ведь не в возрасте счастье, гворят нам создатели, не в любовных безумствах и разных там сердечных перебоях, а в покое и достоинстве. Когда можно накинуть на плечи шубку, взять покровителя под руку и отправиться в сад «Эрмитаж» оперу слушать. Обильно сыплется театральный снег, на экране — крупный план Марины Зудиной, красивое, спокойное лицо женщины, у которой все плохое уже позади. И следом надпись: конец.

2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000