«Последняя жертва» МХАТа

Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
«Последняя жертва» Островского во МХАТе и задумывалась, и репетировалась с расчетом на абсолютный кассовый успех. Табакову, выпускающему премьеру за премьерой на всех своих трех площадках, никак не удавалась заполучить хоть что-нибудь успешное на основной сцене. Режиссеру Юрию Еремину успех тоже был необходим как воздух — не очень-то ему в последнее время удавались спектакли.

Спектакль «Последняя жертва» во МХАТе — зрелище вкусное и приятное почти во всех отношениях. Для этого режиссер и художник существенно перекроили пьесу, добавив несколько новых реплик и сдвинув весь сюжет из купеческой Москвы 70-х годов в новую буржуазную столицу начала прошлого века. Стильный модерн, экраны, один за другим открывающие изысканные интерьеры богатых московских домов и рестораций, падающий то и дело снег, радостное чувство московских зимних вечеров с их веселым и нервным возбуждением, театральными разъездами и «Славянским базаром», так точно описанное Буниным (художник Валерий Фомин).
Главным магом этой волшебно богатой Москвы является Флор Федулыч Прибытков в исполнении Олега Табакова. Он воплощает тип просвещенного, мудрого и трепетного предпринимателя рубежа веков, этакого Саввы Морозова: держатель абонемента в Большом, коллекционер нефигуративной живописи нового времени (на стене в его бюро висит полотно некоего кубиста), ценитель вокального искусства, с удовольствием слушающий пластинки с Casta Diva на новеньком граммофоне.
Еремин пошел еще дальше, зарифмовав мелодраматическую историю прелестной женщины, коварного обольстителя и доброго миллионера с эстетикой синематографа. Нелепый любитель французских романов купец Прибытков (Валерий Хлевинский) демонстрирует новую фильму, а все действие спектакля сопровождают киноизображения заснеженных московских домов и фабрик. 
Но в расчет брались и актерские возможности исполнительницы главной роли. Марине Зудиной и вправду легче сыграть нервическую женщину модерна и истерическими нотками на крещендо, с изломанными движениями и кокетливыми интонациями, чем простодушную женщину 70-х годов. Ее чувства к мужчинам — пряная смесь душевной самоотдачи и тонкого, тайного расчета. Влюбившись со всею страстью в игрока Дульчина, она все же не забывает о том, что за ним стоит капитал. Но мотив любви, оплаченной серьезным состоянием и разумным подходом, ярче всего предстает в игре Олега Табакова. Он-то и есть главный герой «Последней жертвы».
Убитая горем и предательством женщина, вот-вот готовая, кажется покончить жизнь самоубийством, с легкостью отдает свое сердце новому респектабельному поклоннику. В том, как играют своих героев Зудина и Табаков, нет места голому расчету. Они радостно демонстрируют главную добродетель нового века — любить с расчетом, испытывать искреннее чувство к тому, кто полезен. «Только услугами можно завоевать расположение женщины». Печальный и мудрый Островский дает сегодняшнему театру исключительный по смысловому объему психологический очерк чувства в царстве капитала. Не случайно театры с такой благодарностью и страстью взялись за него в последние сезоны. Вослед за МХАТом «Последнюю жертву» обещают Малый театр и Ленком.
В спектакле Еремина неожиданно, второстепенным, но тонко исполненным сюжетом обнаруживает себя совсем другая любовь — любовь без расчета. Так, по крайней мере, играет своего героя, жалкого приживала Луку Дергачева молодой актер Роман Кириллов. Униженный до последней степени он способен к состраданию и предельной, настоящей любви к Вадиму Дульчину. Сам же коварный любовник в исполнении Сергея Колесникова — на редкость ходульная и плоская фигура. Ничем не примечателен. Примечательнее же всех — страшная сваха Глафира Фирсовна (Ольга Барнет), сыгравшая особый цинизм людей, всегда ошивающихся рядом с властью и капиталом, служа им за гроши, — этакая изощренная «школа злословия».
Под тихо падающий снег, в шикарных пальто и шляпке, Юлия Тугина уходит под руку со своим будущим мужем — Флором Федулычем Прибытковым, добрым, мудрым, любящим и очень разумным миллионщиком. С таким спектаклем можно и Новый год встречать.

2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000