Максим Горький — хит сезона

Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Когда стало известно, что Кирилл Серебренников затеял ставить в Художественном театре «Мещан» Горького, опытные театралы только выдохнули — «какая наглость»! Одни с восхищением, а другие с осуждением. Не потому, что Олег Табаков пустил на большую сцену главного театра страны режиссера, до этого поставившего на малой сцене МХАТа только «Терроризм» братьев Пресняковых — спектакль жесткий и броский, но далекий от чинного спокойствия традиции. И не потому, что сам Серебренников нарушил им же данное пару лет назад обещание ставить только современную драматургию. Он так и говорил в интервью: «Режиссер должен быть привит от классических пьес, как от чумки». И не потому, что пьеса не нравится: кто же поднимет голос против Горького на сцене театра, который половину своей истории носил имя писателя (классика соцреализма здесь не ставили с конца 1980-х, после не слишком удавшихся «Варваров» Олега Ефремова).

Потому что все вздыхают: пьеса эта считается в театральной истории «закрытой». Не в том смысле, что ее не отпереть. А в том, что однажды уже так поставили, что больше сказать о ней нечего. В 1966 году Георгий Товстоногов поставил в Ленинграде «Мещан». И этот спектакль стал одним из главных свершений русского (а значит, и мирового) театра ХХ века. Гениальный трагикомический спектакль о распаде одной русской семьи с Евгением Лебедевым, Марией Призван-Соколовой, Кириллом Лавровым, Эммой Поповой, Николаем Трофимовым, Павлом Панковым, Владимиром Рецептером потом был снят на пленку и надолго поселился на телеэкранах. Он часто крутился по ящику в записи, но при этом почти четверть века игрался на сцене БДТ «живьем» — до тех пор, пока актеры не стали один за другим уходить из жизни.

Так что каким бы ни получился у Кирилла Серебренникова спектакль, сам факт появления (тем более не просто в каком-то, а в Художественном театре) «Мещан» — событие знаковое для театральной истории. Снятие негласного добровольного табу на постановку горьковской пьесы обозначает смену эпохи. Беспрекословные авторитеты великого советского театра заняли положенное им место в истории, на смену пришли люди, не зашибленные до полусмерти этой самой историей.

Собственно говоря, ведь и в самой пьесе Максима Горького, впервые поставленной в Художественном театре еще в 1902 году, речь идет о том, что время проходит, рушится жизненный уклад, о том, что близким людям разных поколений трудно ужиться под одной крышей. Сплошные скандалы в доме старшины малярного цеха Бессеменова, склоки, обиды, одна из дочерей даже травится. А все из-за того, что никак не могут решить, в жизни одна правда на всех и навсегда или же у каждого поколения — своя. За старшее поколение в новом спектакле отвечают Андрей Мягков, Алла Покровская, Владимир Краснов, за новое — Евгения Добровольская, Алексей Кравченко, Кристина Бабушкина.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000