Отцы и клоны на сцене МХАТа

Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Кэрил Черчилль — живой классик английской драматургии — и в этот раз выбрала гиперсовременную тему. В основе сюжета — вопрос об этике клонирования человека, ну и как следствие — проблема отцов и детей. Герои пьесы — отец и несколько его одинаковых сыновей. Отец, как папа Карло, которому предоставили в распоряжение целую поленницу, пытается сделать себе идеального ребенка. Ему нравился исходный материал, но в воспитании он не преуспел. Поэтому неудавшегося ребенка просто сбыл с рук и решил попробовать еще раз. Самый простой и естественный способ воспроизводства его, однако, не устраивал.

Деторождение при современном уровне науки может обходиться без женщин, как если бы буквально: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова? Поэтому драматург смело отмахивается от максимы профессора Преображенского («На кой черт, если любая баба может…»); появилась возможность клонировать — значит, будем. Черчилль решает и другой вопрос: только ли в генах дело? Могут ли люди быть одинаковыми? Нет, не могут. Они могут быть похожи, но каждый — уникален. В сущности, счастливы оказались только те клоны, о существовании которых отец и не подозревал, а значит, не смог искалечить их судьбы.

Режиссер помещает действие в совершенно чеховский сад — скамейки, сумерки, фонарь, деревья. Глядя на героев, прогуливающихся под сенью дикого винограда, сложно поверить, что где-то рядом существуют пробирки с генетическим материалом, высокие технологии и батальоны близнецов. Хочется, чтобы они оставили все эти глупости и принялись бы пить чай и лениво философствовать. Но это все-таки не Чехов, и лопата, простоявшая весь спектакль в углу, ни разу не была задействована.

Михаил Угаров создал очень лаконичный спектакль — в своей манере: никакой демонстрации актерского мастерства и максимум внимания к тексту. Максим Виторган и Дмитрий Плотников сосредоточенно доносят до зрителя трагедию этой странной семьи.

Все беды, конечно, от большого ума. И кажется, клонирование все-таки бесперспективно. Потому что клоны в пьесе умирают один за другим, а произведенный на свет естественным путем папашка живет и здравствует, демонстрируя недюжинную крепость нервов и практикуя йогу. Внимательным слушателям спектакль должен понравиться.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000