Горький без грима

Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Одни закатывают глаза от восторга. Другие едва не теряют рассудок от ужаса. Таков Кирилл Серебренников: что-что, а шороху навести может.

«Мещане» — вторая работа постановщика на академической сцене Художественного театра. Образованный молодой человек, Серебренников не скрывает, что пьесу Горького прочел незадолго до того, как ему поступило приглашение поставить спектакль. Перед тем он был не то чтобы апологетом современной драматургии — он был ярым ее защитником и, если мне не изменяет память, даже предлагал отбирать лицензию у тех режиссеров, кто продолжает упорствовать в своей любви к классике.

«Мещане» — спектакль, в котором молодые и даже специально приглашенные на эту работу актеры встречаются (сталкиваются?) со зрелыми мастерами: рядом с Кристиной Бабушкиной и Ольгой Литвиновой — Алла Покровская и Андрей Мягков. Для Дмитрия Назарова, который в последнее время все больше специализируется «по сериалам», роль Тетерева станет полноценным дебютом на мхатовской сцене.

«Мещане» трудны тем, что в памяти многих остался легендарный спектакль Георгия Александровича Товстоногова. Спектакль, в котором играла почти вся его великая труппа — Лебедев, Призван-Соколова, Макарова, Стржельчик, Лавров, Рецептер… Спектакль, который актеры пытались сохранить и после смерти своего великого учителя, играли два раза в год — в день его рождения и смерти. Поэтому обращение к этой пьесе не может быть «очередным», и от спектакля Серебренникова ждут даже большего, чем от его революционных прочтений пьес Сигарева и Равенхилла.

Серебренникову не впервой выступать с театральными манифестами. Премьера покажет, насколько уже знакомые нам режиссерские ключи подходят к драматургической классике.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000