Грядущий клон будет счастливым

Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
Спектакль Михаила Угарова «Количество» состоит из разговоров о проблеме клонирования

Однажды отец погибшего сына обнаруживает рядом с собой и оригинал, и 20 его копий. Автокатастрофа заставила отца прибегнуть к новейшим средствам продолжения жизни — клонированию. Но наука перестаралась, совершив ошибку, и населила землю клонами.

Однако сюжет этот — скорее повод выяснить, как меняется качество обычного человека. На дворе XXI век, а человечество не умнеет, не взрослеет и милосердия не прибавляет. Английская пьеса несет в себе утомленность и раздражение Европы, отстраненно взирающей на лихорадку прогресса — как на жизнь собственного тела, отделенного от духа.

Ужасают не странность взаимоотношений, а сами герои — отец и его сыновья. И Солтер (Борис Плотников), и его чада (все — Максим Виторган) чудовищно инфантильны и нежизнеспособны. Молодые люди рассуждают о жизни так, словно остановились в своем развитии на уровне тинейджеров, но уже начали переходить к нервическому маразму папаши. Зритель переживает легкий шок, узнавая в героях реальные типажи — без комплексов и внутреннего мира.
Еще недавно зажигалкой нервно щелкал настоящий сын. Теперь в руках Солтера эта зажигалка — вечное напоминание о погибшем ребенке. А похожая игрушка в руке «инкубаторского» сына — просто удобное приспособление для курения. В какой-то момент рядом с декоративной луной возникнут еще три светящихся кружка. Можно, вероятно, клонировать и планеты. Но станет ли вселенная от этого лучше? Тоньше всего Михаил Угаров доносит тоску натурального человека при виде стандартизованного клона, которому никогда не стать личностью и не понять, что значит быть несчастным.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000