«Белое на черном» во МХАТе

, 4.06.2004
«Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой,- все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Это строки из романа «Белое на черном», журнальная публикация которого потрясла Москву пару лет назад. Теперь эта книга готовится к инсценировке.

Во МХАТе имени Чехова исповедь Рубена Гальего приняли близко к сердцу. Фонд Олега Табакова недавно сделал его лауреатом собственной премии. А режиссер Марина Брусникина с командой молодых актеров взялась перенести душераздирающую и жизнеутверждающую историю русского испанца на сцену. У госпожи Брусникиной уже большой опыт работы с непростой прозой. На малой мхатовской сцене она поставила спектакли «Пролетный гусь» по рассказам Виктора Астафьева, «Сонечка» по повести Людмилы Улицкой и «Легкий привкус измены» по книге Валерия Исхакова. И хотя все эти работы отличаются друг до друга и по уровню исходного литературного материала, и по качеству результата, все они построены по одному принципу — группа актеров, не мудрствуя лукаво, по ролям читает прозу, разбавляя чтение небольшими сценками. Пожалуй, книгу Рубена Гальего по-другому поставить и невозможно.

Автобиографический роман «Белое на черном», состоящий из серии коротеньких рассказов, написал Рубен Давид Гонсалес Гальего, бывший советский гражданин испанского происхождения. Внук секретаря коммунистической партии Испании родился в московской Кремлевской больнице с диагнозом «детский церебральный паралич». Семье аппаратной элиты ребенок-инвалид был совершенно ни к чему: его матери сказали, что ее сын умер, и оставили его в детском доме для инвалидов. Проведя все свое детство в больницах и интернатах и с лихвою хлебнув горя, обид и унижений, маленький Рубен не отчаялся и не ожесточился. Он хотел жить и написал об этом необычайно светлую и пронзительную книгу. В спектакле, как и в книге, будет все — и воспоминания о страшных, заполненных запахом смерти палатах, о похожей на помои каше и крысах величиною с кошку, учителях и докторах, ставящих ребенку диагноз «дебилизм» за неспособность самостоятельно передвигаться, беспощадные драки безруких и безногих инвалидов. Надо надеяться, что на сцене сохранится то главное, что есть в книге, — заряд позитива. Даже в нечеловеческих условиях интернатов, среди мерзости и низости Рубен Гальего находил светлые моменты, ради которых хотелось жить. Нажимая одним пальцем на клавиши компьютера, он писал о людях, которые мимоходом жалели бедного сироту, угощали его конфетами, давали книги и просто разговаривали. И в первую очередь — о той ненасытной жажде жизни, которой не знают обычные, имеющие руки и ноги, люди. У книжки и у спектакля хороший конец — во время перестройки, пользуясь царящей вокруг неразберихой, герой бежал из своего очередного приюта и отправился на поиски родных. Сейчас он женат, имеет детей и живет на своей исторической родине, в Мадриде. Он нашел не подозревавшую о его существовании мать и написал книгу, ставшую бестселлером во всем мире, а в России получившую Букеровскую премию. Теперь по ней еще и ставят спектакли.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000