Ретро в квадрате

Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Во МХАТе им. Чехова пьесу Александра Галина «Ретро» поставил актер Андрей Мягков. Это его вторая (не считая студийных) режиссерская работа — первая состоялась во МХАТе в 89-м году.

И это второе вхождение «Ретро» в Камергерский переулок — однажды Александр Галин уже приносил его сюда, но пьесу в Художественном театре отвергли, поставили в Малом, а через двадцать с лишним лет, после того как «Ретро» обошло многие страны мира и было «сдано» в архив, неожиданно растрогало до слез.

Причин тому несколько. Описанная простая человеческая история (в антикварных декорациях и с деталями в биографиях персонажей, остроактуальными именно двадцать лет назад) если в театре и позабылась, то в жизни повторяется с завидной цикличностью: дети вырастают, начинают говорить с родителями на разных языках, родители стареют, в старости приходят к одиночеству; молодые пытаются им помочь, но те не понимают их стараний. Это в общечеловеческом смысле. А в данном конкретном случае дочь (Дарья Юрская) и ее муж (Игорь Верник) решают поженить ставшего вдовцом отца (Владимир Краснов) и приглашают без его ведома на смотрины трех старушек (Анастасия Вознесенская, Раиса Максимова и Наталья Тенякова). Драматург, конечно, сгущает краски. Старушки у него приходят все сразу, отчего тоска старика становится еще беспросветней — три месяца как остался один, не ел почти ничего — жить не хотелось, а тут такой конфуз… Но потенциальные невесты не только не обижаются, но и под разными благовидными предлогами возвращаются в квартиру к старику, изо всех сил стараясь ему понравиться. Тенякова читает Пушкина. Вознесенская танцует и обещает научиться готовить. Максимова поет. Дальше начинается мхатовский «Мишин юбилей» — герой задумывает увезти к себе в деревню всех претенденток. Старушки ничего друг против друга не имеют и согласны — так они соскучились по общению. Во втором акте все входят во вкус, возвращаются к жизни, устраивают романтический вечер при свечах с шампанским, ананасами и мороженым, и… рай нарушают своим приходом дети. Финальная мизансцена была бы неутешительно надсадна и без их участия. Совершается ритуальное шествие со свечками по лестнице (художник Александр Боровский) — восхождение к небесам, которое трактовать можно то ли как путь в счастливую жизнь, то ли — в загробную, потому что одиночество неискоренимо, они совсем никому не нужны, их забыли, а они живы…

Можно долго рассуждать о достоинствах и недостатках актерской режиссуры. Но здесь подробная детальная работа Андрея Мягкова не глушит спецэффектами, не шокирует невероятными трактовками, не сражает наповал внешним рисунком, а разбирает историю по существу, что сегодня большая редкость, оттого и дорогая. К тому же актеры играют так, будто для каждого из них все происходящее — дело глубоко личное; и не учили они наизусть чужие слова, а рассказывают их от себя самих. Это первая главная роль во МХАТе для приглашенного Олегом Табаковым в Москву из Саратова народного артиста Владимира Краснова, сыгранная с ювелирной точностью. Это единственная на сегодняшний день роль Анастасии Вознесенской во МХАТе. Это очередная яркая краска у Натальи Теняковой. И это, возможно, новая страница в биографии Андрея Мягкова — в его мхатовском актерском репертуаре теперь ведь остался только Чехов…

Все мужья по раскладу одного из персонажей Александра Галина делятся на интеллигентных и хозяйственных. Изредка встречаются мутанты — интеллигенты с хозяйственной жилкой. Сегодняшняя театральная афиша условно дробится по схожему принципу: спектакли для души и кассовые постановки. На последние смело можно отправляться в расчете приятно провести время, развлечься и с чистой совестью забыть на следующий день. Палитра первых включает в себя все цвета радуги, и «Ретро» может стать одним из них.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000