«Лунное чудовище» едет в Москву

Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Александр Григорян, художественный руководитель и главный режиссер театра им. К. Станиславского сентябрь-октябрь этого года проведет во МХАТе — будет ставить спектакль «Лунное чудовище» по знаменитой пьесе Ричарда Калиноски.

Режиссеры-армяне, конечно же, работали в Москве. Назовем хотя бы таких классиков сцены, как Вахтангов и Симонов. Но чтобы в едва ли не главный российский театр пригласили поработать режиссера из Еревана, такого еще не было. Разумеется, не за красивые глаза и не ради дружбы народов и культур.

Пригласил Александра Григоряна коллега — худрук МХАТа Олег Табаков и оставил за Григоряном выбор пьесы. После некоторых раздумий было предложено «Лунное чудовище».

Пьеса американца Ричарда Калиноски — психологическая драма, касающаяся взаимоотношений поколения американских армян, «родившихся в тени большой войны» после геноцида. Пьеса триумфально прошла по сценам многих стран, в первую очередь — в США и Франции. Три года назад за нее взялась и тройка армянских театров, всех опередило «Метро», но прошла она как-то не слишком заметно и особого следа в душах зрителей не оставила.

Выбор Григоряна оказался верным, к тому же в Москве «Чудовища» никто и в глаза не видел. Олег Табаков, ознакомившись, назвал ее высоконравственной и мудрой пьесой, совершенно мхатовской. Премьера уже назначена, пройдет она 27 октября.

В апреле театр Станиславского ездил в Санкт-Петербург, где на ежегодном фестивале русских театров стран СНГ и Балтии показал грибоедовское «Горе от ума». Как ни странно, эту великую и всегда актуальную пьесу редко ставят. Григорян взялся за нее несколько лет назад и не прогадал. Спектакль подвергся новой режиссерской коррекции и был более чем успешно представлен в Санкт-Петербурге, где наличествовала сильная конкуренция, в частности со стороны Петера Штайна, насадившего в рижском русском театре «Вишневый сад».

Известные российские театральные критики, критики в целом высоко оценили спектакль. Особенно импонировало новое открытие Грибоедова. Все отметили, что Григоряну удалось впервые, пожалуй, снять с пьесы «налет мертвенности». Преодолеть хрестоматийность было нелегко — груз почти двухсотлетней традиции давил как никогда. В итоге получилась неожиданная для зрителей комедия-фарс, где напрочь и радикально смещены контрапункты. Спектакль от этого выиграл и стал совсем уж злободневным — на то и классика. И Чацкий, как нас всегда убеждали, вовсе не революционер — они-то уж точно всем надоели, — просто ироничный и влюбленный человек, не жилец ни в России, ни на Западе. Неприкаянный. Вообще неизвестно, куда бы он делся, если бы не страсть к неверной Софьюшке. И Фамусов не гроза общества, а абсолютно зависимый от всего человек. В итоге станиславовцы показали не музейный реликт, достаточно сегодня занудный, а динамичный спектакль, бьющий по болевым точкам современного общества, в том числе и армянского. Горюющих от ума и здесь с лихвой.

«Горе от ума» уже позади, «Лунное чудовище» еще впереди, а сегодня театр готовит премьеру, совместный проект, осуществляемый с «Центром человеческого развития» Армена Дарбиняна. Спектакль сделан по сценарию, позже ставшему отличным фильмом «Скованные одной цепью». Пьеса «Разорванная цепь», своеобразный римейк, написана А. Григоряном и М. Мариносяном, только в ту же ситуацию вместо сбежавших из тюрьмы американцев, белого и черного, попадают сибирские узники — армянин и азербайджанец. Непримиримые враги постепенно «перешагивают» через себя и в итоге находят выход из, казалось бы, безнадежной физической и нравственной ситуации. Спектакль о духовной победе — расстаются они если не друзьями, то по крайней мере и не врагами.

Александр Григорян еще в 95-м с подобной идеей обратился к коллеге из бакинского русского театра, предложил совместно сыграть спектакль «Чума на оба ваши дома» с непримиримыми Монтекки и Капулетти. Тот ответил через полгода и был краток: «Это предложение победителя…» Странный, однако, комментарий. Неизвестно, как воспримут такой спектакль соседи, но точно без особого энтузиазма. Впрочем, это их проблема. Такой спектакль мог появиться только в Армении, и не благодаря синдрому победителя, а просто потому, что мы не культивируем в армянском сознании образа соседа-врага.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000