Молодежный «Гусь»

Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Мхатовский спектакль «Пролетный гусь» появился на свет как самостоятельная молодежная работа — педагог Школы-студии МХАТа Марина Брусникина поставила ее по двум рассказам Астафьева. Олег Табаков Астафьева любит, молодежная работа ему понравилась, и спектакль был взят в репертуар. Его можно увидеть на новой сцене Художественного театра — второй такой вызывающе, принципиально несовременной постановки в Москве нет.

«Пролетный гусь» напоминает о старых добрых советских временах, когда театры, не думая о кассе, учили разумному, доброму, вечному (или же занимались партийно-политической работой). В нашем случае, разумеется, никакой советской дидактикой не пахнет — молодежный спектакль говорит о душе, и в первом акте это оказывается серьезным испытанием для ничего не подозревающих зрителей.

«Пролетный гусь» — мрачный рассказ. Погибают все: ребеночек — от неизвестной инфекции, его отец, вчерашний солдат, — от туберкулеза, мать вешается на сеновале. А проходимцы, разжиревшие на войне и удобно пристроившиеся в мирное время обыватели живут припеваючи. Рассказ «Пролетный гусь», опубликованный в журнале «Новый мир», за который Виктор Астафьев был удостоен премии за лучший рассказ минувшего года имени Юрия Казакова (посмертно), много сложней, но на сцене все выглядит именно так. Исчезает воздух, теряется многоголосие астафьевской прозы, зато ее дидактизм выходит на первый план.

И все же во мхатовском репертуаре спектакль оказался не зря. По своей стилистике он напоминает раннюю Таганку: полупустая сцена, одинаковые платья на актрисах, а на актерах похожие на униформу темные свитера… Это не литературный монтаж — артисты практически полностью читают астафьевский текст, но полноценным драматическим спектаклем «Пролетного гуся» назвать трудно. Здесь нет тонких режиссерских ходов, нет ярких актерских работ: режиссер растворилась в астафьевской прозе, артисты стали частичками постановочной мозаики — все по мере сил работают на результат, а он заведомо скромен. Создатели спектакля хотят донести до зрителей астафьевское слово, перед нами чистой воды литературный театр.

И все же у «Пролетного гуся» есть свои (и не только гражданские) достоинства. Постановочный аскетизм плюс чистая молодая интонация, плюс серьезная проза — где еще сегодня можно увидеть такое? Теперешний театр ужасно хочет быть успешным, а эта мхатовская премьера существует вне любой конъюнктуры. На маленький, неброский, негромкий спектакль стоит сходить.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000