Хитрости дурацкого дела

Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Говоря грубо, пафос «Тартюфа», поставленного Ниной Чусовой в Художественном театре, это пафос балаганного гаерства, осложненного претензией на декоративную изысканность. Актерские задачи нарочито грубы, затуплены; сценография (Анастасия Глебова, Владимир Мартиросов) и костюмы (Павел Каплевич) столь же нарочито хитроумны. Ах, этот резной, черно-золотой павильон с балконами, лестницами, приступочками и аллегорическими наездами фурок; ах, разгулявшаяся фантазия модельера, сочинившего целое дефиле полосатых платьев и костюмов (у Оргона и его домочадцев полосы продольные; у Тартюфа и его свиты, в тексте Мольера отсутствующей, — поперечные) — браво, браво! Напридумано очень много, и все лишь для того, чтобы всласть повалять дурака.

Если бы я хотел обидеть режиссера Чусову и руководителя МХТ Олега Табакова, который играет заглавную роль, я бы сказал, что этот «Тартюф» поставлен для телезрителей — для тех, которые сейчас наслаждаются «Смехопанорамой» Ефима Шифрина, а в советские годы обожали «Кабачок 13 стульев». Теперь они могут провести вечер в Художественном театре (не в какой-нибудь там антрепризе!) и, вернувшись домой, не считать его потерянным. Однако я не собираюсь никого обижать. Пусть внешне оно очень похоже на правду; на самом деле я понимаю: спектакль поставлен по важной внутритеатральной причине — по той же, по которой пишутся самые гениальные (впрочем, также и графоманские) стихи. Он сделан ради собственного удовольствия. 

Это не значит, что он мне нравится. Валять дурака можно и поумнее. Было бы желание. 

Вспоминая постановки Чусовой, могу уверенно заявить: в сегодняшнем нашем театре она главный специалист по изобретению гаджетов. Французское слово gadget (знакомое всем, кто читал «Систему вещей» Бодрийяра) плохо переводится на русский язык. Могучий словарь Ганшиной дает два значения — «забавная игрушка» и «хозяйственная новинка»: оба верны ровно наполовину. Гаджет есть вещица, которая могла бы быть полезной, приятной, забавной, но приобретается главным образом для выпендрежа, для блезира; это знак раскованного чудачества. Говоря на сленге прошлого десятилетия, «гаджет» — это прибамбас.

В «Тартюфе» гаджетов больше, чем в любом из прежних спектаклей Чусовой. Их больше, чем игрушек на детсадовской новогодней елке, наряженной так, что за шариками, лампочками, серпантином и мишурой дерева почти уже не видно. Некоторые прелестны. Портрет Оргона-Семчева над центральным входом в золоченый павильон (во втором акте его, естественно, заменяет портрет Тартюфа-Табакова). Бюст Тартюфа, которым Оргон трепетно любуется, разговаривая с Дориной (Марина Голуб). Горькая обида Тартюфа, поддавшегося на провокацию Эльмиры (Марина Зудина) в четвертом действии: ах, бабы, какие же вы все сволочи… Перечислять хорошие игрушки можно долго, но глупых и противных не меньше.

Две развратные монашки из свиты Тартюфа, которые то поют Ave Maria, то отплясывают какой-то колхозный канкан (пластикой занимался отменный профессионал Леонид Тимцуник — такой дряни от него ждать было никак невозможно). Бессмысленное коллективное подергивание под музыку Олега Кострова. Стандартная клоунада Дамиса (Роман Хардиков): неужели нельзя было придумать ничего поинтереснее? Наконец в той же самой сцене провокационного соблазнения нижнее белье, вылетающее из-за ширм: слева — женское, Эльмирино (лифчик, нижняя юбка), справа — мужское. Когда на сцену вылетают трусы Тартюфа (разумеется, полосатые), поклонники «Смехопанорамы» начинают ржать в голос. Ну надо же: Табаков — без трусов! Будет что рассказать внукам.

Смысл, стих — все это заслонено игрушками. Да и само по себе, похоже, не очень важно. В лучших спектаклях Чусовой («Вий», «Мамапапасынсобака») любовь к гаджету соединялась с вниманием к сюжету. В «Тартюфе» авторский сюжет размыт, а собственный не придуман. Или, что вероятнее, недодуман: слепая ласточка удрученно вернулась в чертог теней.

Табаков, сообщающий в программке, что на данный момент его не интересует ни историческое правдоподобие, ни авторский стиль Мольера, существенным образом оговорился. «Генотип Тартюфа все-таки живет и побеждает в России ХХI века… Задевает проблема: наш „простой, советский“ Тартюф жив!»

Задевает, так задевает, хотя и это можно поставить под сомнение. Важнее понять, что актер игнорирует разницу между современным, действительно опасным типом лицемера (примеры выберите сами) и «простым советским» Тартюфом. Табакову, по сути, важна не проблема, а типаж: забавный уголовник. И он, нисколько не тушуясь, берет его напрокат из кинокомедий брежневской поры: с повадками, наколками и всем прочим. Даже парик Тартюфа-Табакова вызывает в памяти что-то из «Джентльменов удачи»: этакий отросший, слегка взлохмаченный ежик — волосы, больше похожие на шерсть, чем на человеческие волосы. На самом деле это может быть страшно — нам делают так, чтоб было смешно.

А смешного мало. Самодовольно грубой актерской игры — многовато. Избитых и, что еще хуже, наобум принятых режиссерских решений — много донельзя. Режиссура Чусовой сегодня капризна, избыточно резка, и в ней слишком часто юмор путается с сальностью, а нежность — с сусальностью. Переработавшая и перехваленная Чусова, похоже, слегка в себе запуталась: будем надеяться, что это ненадолго. «Тартюф» в МХТ — далеко не шедевр, более того, это один из худших спектаклей Основной сцены. Однако его существование оправдывается двумя актерскими работами.

Первая — роль Оргона в исполнении Александра Семчева. Здесь можно увидеть, как откровенное гаерство соединяется с тонкостью и высоким напряжением душевной жизни. На премьере Семчев играл не очень ровно; нет сомнений, что роль удастся ему целиком в ближайшие же месяцы.

Вторая — комический Тартюф в законе, сыгранный Табаковым: простое и блестящее паясничанье; шутовство как отдохновение души. Табаков наслаждается ролью, простодушием ядреной буффонады, обилием гримас и ужимок, откровенностью грубых приемов и, конечно, собственным умением исполнять грубый прием с фантастической изощренностью.

И то сказать: сыграв Нильса Бора в «Копенгагене», Флора Прибыткова в «Последней жертве», профессора Серебрякова в «Дяде Ване» — а все они такие умные! — актер с облегчением впал в дурачество. Про гнев и боль Мольера-сатирика он все знает, смею заверить, не хуже нас с вами. Но, играя фарсовую вариацию на темы Мольера, он почти по-детски радуется жизни. Кто придет на спектакль, убедится: эта радость заразительна.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000