Матроскин

Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Новый мхатовский «Тартюф» — во всех смыслах пышное шоу: начиная с декораций и костюмов и заканчивая необъятным Оргоном в исполнении Александра Семчева. Режиссер Нина Чусова отлично знает, как угодить публике: ее «Тартюф» — из тех стопроцентных хитов, которые не снились антрепризам.

Впрочем, кассу новому спектаклю способно обеспечить и простое перечисление действующих лиц и исполнителей: Тартюф, святоша, — Олег Табаков, Госпожа Пернель, мать Оргона, — Ирина Мирошниченко, Эльмира, жена Оргона, — Марина Зудина, Клеант, шурин Оргона, — Авангард Леонтьев? Вы уже, конечно, слышите этот вопрос: «Нет ли лишнего билетика?»

Нынешний «Тартюф» — третья мхатовская постановка хрестоматийной мольеровской комедии о богатом простаке и его хитром приживале. Первую начинал делать Станиславский, и, по свидетельству театральных историков, Василий Топорков в роли Оргона играл в 1939 г. трагедию обманутого доверия. Вторую версию, с Калягиным — Оргоном и Тартюфом — Любшиным, поставил в 1981 г. Анатолий Эфрос: те, кто застал этот спектакль в начале его долгой жизни, вспоминают о легкости и тонком юморе. «Тартюф» Нины Чусовой запомнится, конечно же, совсем другими вещами.

Художники Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов наладили на сцене красоту не то в новорусском, не то в советско-имперском стиле: темная позолота витиеватых стенных панелей, портрет хозяина дома в массивной раме. Оргон — Семчев появляется на сцене карикатурным капиталистом: синий костюм в широкую полоску, котелок, сигара; в динамиках затихает звук выхлопа мощного авто.

В полосатые костюмы художник Павел Каплевич одел почти всех персонажей, пояснив это решение самым наглядным образом: прижившийся в доме Оргона Тартюф — Табаков носит вместо исподнего тюремную робу.

В этом спектакле вообще все очень прямолинейно и очень броско. Чусова не чурается грубоватых шуток (такого рода комизм особенно сочно отрабатывает Марина Голуб в роли горничной Дорины). Не боится явных переборов: уголовника Тартюфа с татуировкой во всю грудь повсюду сопровождают две роскошные девицы (Варвара Шулятьева и Юлия Галкина) и карлик Лоран (Владимир Федоров, знаменитый ролью тирана Туранчокса в фантастическом фильме «Через тернии к звездам»).

Нина Чусова хочет быть веселой и доходчивой — и то и другое ей, в общем, удается. Ее «Тартюф» недвусмысленно фиксирует на сцене ситуацию, в которой все одновременно помпезно и шатко: уже есть признаки застывания, стремления к новому имперскому стилю, но в порядке вещей как недавнее быстрое обогащение, так и быстрая конфискация имущества, а скрывать уголовное прошлое пока что излишне. В новой постановке все нарочито и напоказ — и Тартюфова наглость, едва-едва прикрытая ленивым лицемерием, и Оргонова не столько доверчивость, сколько способность до последнего отмахиваться от всем очевидных вещей (и Табаков, и Семчев четко и смешно отыгрывают свои актерские задачи). Кажется, самое удивительное в новом «Тартюфе» — то, как запросто соединяются здесь откровенная развлекательность и вполне откровенная социальность. По обоим параметрам спектакль точно прописан в календарном «сегодня» — он хочет быть и метафорой времени, и его продуктом. Вряд ли кто-нибудь назовет эту работу среди удач сезона, но самой показательной она окажется наверняка.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000