У Табакова обнаружили «Сердце ангела»

Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
В МХТ имени Чехова состоялось награждение премиями «Чайка» — девятое, предъюбилейное. Зал был переполнен «випами». Многие получили «Чайку», а некоторые остались без птицы.

По премии «Чайка» театральных тенденций не отследишь. Кто сыграл лучшую роль, кто главный режиссер — с этими вопросами нужно обращаться к другим. И предостерегаю будущего театрального историка — делать какие-то выводы из вручения этой обворожительно субъективной премии не стоит. 

Вот поздравляют лауреатов и вручают премии Евгений Миронов, Александр Феклистов, Александр Домогаров. Почему именно они? Потому что когда-то они сами стали лауреатами «Чайки». Когда приз за лучшее оформление спектакля не вышел получать художник Александр Боровский, но нам сообщили, что в зале сидят его мама и жена, это лишь внесло стилистическую законченность в уютный семейный вечер. Органичным было и появление шатающегося Сергея Гармаша (премия в номинации «Ослепительный миг»), который признался сразу: «Я пришел на церемонию пьяным», а взяв в руки чайку и погладив ее, пробормотал «Какая красивая условность».

Все эти шалости смотрелись мило, поскольку церемония вручения «Чайки» — одна из самых отвязных и остроумных (сценарий написала драматург Елена Гремина). На этой церемонии особенно не церемонятся.

Ведущие, как всегда, — Екатерина Коновалова и Игорь Золотовицкий. По традиции он играл хулиганчика и болтуна, а она, шикарно одетая и плавная, его урезонивала. Номинации, как всегда, странные: «Улыбка Ж» (женская) досталась Анне Якуниной; «Улыбка М» (мужская) — Александру Семчеву; «Злодеем» признан Денис Суханов; «Маску Зорро», как выяснилось, носит Константин Райкин; «Некоторые любят погорячее» (приз за самую сексуальную сцену) — страстным Ирине Низиной и Александру Устюгову; «Сделай шаг» — французскому хореографу Режису Обадиа за спектакль «Идиот» в РАМТе. 

Но самыми странными были «вручанты». Например, «милый, милый Игорь Петренко» (так его отрекомендовал Золотовицкий) с ходу запутался в своем вступительном слове: «Чем светлее вы, тем темнее вы», и, не пояснив: кто мы, а кто вы, стушевался, испугался, и понес чайку прямо в зал, прижимая к груди, так никому ее и не вручив. Возвращали его и чайку на сцену почти силой.

Дмитрий Певцов и Алексей Кортнев пели на мотив “We will rock you” «Мы вам, мы вам вручим». Александр Цекало и Юлия Меньшова после короткой перепалки заехали друг другу в лицо тортами и, бледнолицые, объявили лауреата. В общем, скучать не пришлось. Правда, Рената Литвинова, которая тоже вручала приз, осудила тортометание: «Что-то у вас в театре так все удивительно… Такая красивая женщина — а вы ей в лицо тортом фигачите». И, произнеся нежные напутственные слова лауреату: «Самые лучшие никогда не получают премий», — Рената вскрыла конверт с именем победителя. Потом она еще что-то хотела добавить, сделала большую паузу, зал в ожидании замер, но Рената передумала.

«Обольстительной женщиной» признали Ирину Низину, а вот обладателем «Сердца ангела» (за продюсерские успехи) стал Олег Табаков. Когда Олегу Павловичу сообщили, что теперь все актеры руководимых им театров будут пить боржоми (подарок от компании), тот опешил: «Достоин ли?.. Она ведь слабит, по-моему». Премию «Двойной удар» получили подопечные Табакова Алла Покровская и Андрей Мягков за роли в спектакле «Мещане». «Патриархом» назван Алексей Бартошевич, знаменитый ученый-шекспировед. Он поблагодарил «своего друга и спонсора Вильяма Шекспира», и на этой торжественной ноте церемония завершилась.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000