Лестница в никудаОльга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 На Малой сцене Художественного театра впервые в России поставлена пьеса «Художник спускается по лестнице» Тома Стоппарда. Режиссер Лена Невежина сделала из интеллектуальной радиодрамы живого классика душераздирающую любовную историю. Один из персонажей пьесы «Художник спускается по лестнице» уверяет другого, что старого приятеля можно и нужно убить за то, что он насвистывает симфонию Бетховена в ритме вальса. Интересно, что бы он порекомендовал сделать с режиссером, который ставит Тома Стоппарда в духе душещипательной мелодрамы? Сюжет редко бывает сильной стороной интеллектуальных драм Стоппарда. Его пьесы часто напоминают геометрическое построение, логическую задачу, где каждый ход решает какую-то загадку, его персонажи всегда маются какой-то тайной, которая остается неоткрытой для них, но постепенно раскрывается для зрителя. В пьесе о трех друзьях-художниках разгадывают тайны двух смертей. Одна произошла только что: переваливший семидесятилетний рубеж Доннер (Евгений Киндинов) свалился с лестницы и сломал шею. На включенном магнитофоне осталась запись чьих-то шагов и его голос: «Ты думаешь, я тебя не вижу?» В маленькой студии-мансарде не бывает посторонних. Значит, эти слова могут относиться либо к его коллеге и соседу Битчему (Станислав Любшин), либо к Мартелло (Борис Плотников). Каждый уверен, что преступление совершил другой. За полувековую совместную жизнь поводов накопилось сколько угодно. Вторая тайна смерть Софи, девушки, в которую они все были влюблены, и теперь чувствуют себя виноватыми. Стоппард написал эту пьесу для радио. И акцент в ней поставлен не столько на действия героев, сколько на их разговоры. Драматург играет временами, перенося действие из 70-х годов в 20-е, потом в 10-е. Его герои спорят о путях искусства, о месте художника в обществе, о жанрах и стилях. Найти сценический эквивалент его графичной, полной намеков, ассоциаций, литературных игр прозе дело увлекательное, но малоблагодарное. Лена Невежина, уже раз ставившая «Художника?» в Риге, в московской версии идет по пути наименьшего сопротивления. Талантливая молодая художница Анастасия Глебова создает на малой сцене МХТ забавную сценическую среду: что-то среднее между диккенсовскими чердаками и современными концептуальными выставками-инсталляциями. Рядом мирно сосуществуют деревянный старенький столик и сделанный из железных прутьев каркас единорога. Манекен девушки с зубами из жемчуга, грудями из яблок и волосами из пшеницы соседствует с граммофонной трубой. Винтовая лестница упирается прямо в небо в форме СД-диска. В одном из интервью Стоппард сказал, что он не требует от актеров понимания, но требует «более простой вещи: чтобы текст внятно звучал со сцены». Это скромное авторское желание мхатовские актеры не выполняют решительно. Текст и мнут, и комкают, и забывают, и забивают отсебятиной, красят интонациями до полной неразличимости. Борис Плотников, Евгений Киндинов, Станислав Любшин, играющие героев в старости, ищут возрастных «красок и красочек». Они кряхтят, хватаются за спины от ревматических болей, говорят расслабленными интонациями, обращаются только и исключительно к зрительному залу, не замечая партнера. Молодые актеры Денис Бобышев (Доннер), Сергей Медведев (Мартелло), Максим Матвеев (Битчем) играют троицу клоунов, азартно валяют дурака, переходя от одного капустного номера к другому. Екатерина Саломатина играет слепую девушку Софи двойником рабыни Изауры. Такую пошлую смесь паточной сентиментальности с истерикой трудно даже вообразить. Все интеллектуальные игры драматурга оказываются прочно погребенными в сюжетных перипетиях, достойных мексиканского сериала. В результате получается почти по пословице: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга». Ни тебе интеллектуальная радость, ни чистая развлекалочка на радость публике. Как сказала в антракте просто приятная дама даме приятной во всех отношениях: «Я смотрела фильм какого-то Стоппарда про Розенкранца и Гильденстерна. Что-то ужасное и непонятное. Наверное, здесь идет пьеса какого-то другого Стоппарда». В общем, она действительно права. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |