Жертвы их искусства

Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
Еще не просохли платочки, пропитанные слезами питерских театралов, которыми верные поклонники махали вслед поезду, уносившему в Москву полюбившихся артистов. Еще не остыли залы БДТ и ТЮЗа, раскаленные аплодисментами восторженной публики. Наша размеренная культурная жизнь, в которую свежим ветром ворвались московские гости, еще долго будет наполнена воспоминаниями о беспрецедентных гастролях. Впервые за последние три десятка лет тридцать спектаклей подарил нам МХТ, более тридцати тысяч зрителей смогли познакомиться с тем, что называется современным столичным театром.

За что мы ему благодарны от всей зрительской души!

На закрытие гастролей театр приберег один из самых ярких и динамичных спектаклей молодого, но уже известного режиссера Кирилла Серебрянникова «Изображая жертву». Вот когда стало понятно без лишних вопросов, почему из названия МХАТ в нынешнюю табаковскую эпоху выскочила буква «А». Момент принципиальный: долой гири академических театральных традиций, мешающие полету современной режиссерской фантазии. На сцене МХТ (без А!) появляется голая натура, фонтанирует «могучий современный русский язык», то есть отборный мат. Но кто бы попробовал на сей раз упрекнуть режиссера в неоправданном использовании нецензурной лексики? Первая противница подобных приемов в театре, готова признать — все более чем уместно. Тот самый редкий случай, когда иначе не скажешь.

Герой постановки живет в сложном мире, в котором обычная жизнь переплетается с его снами и фантазиями. По замыслу режиссера, они оживают на сцене и становятся не менее реальными, чем сама действительность. Как и в своем телесериале «Дневник убийцы», Серебрянников прослеживает тему судьбы и случая. Человек — жертва судьбы, и в то же время ее орудие. Сегодня ты только изображаешь жертву на следственных экспериментах, проводимых опергруппой, а завтра используешь накопленный «опыт» для того, чтобы совершить убийство и самому стать героем криминальной драмы. О песочных часах судьбы режиссер говорит со зрителем легко и изящно, без занудного пафоса. Нельзя назвать спектакль комедией — однако сложно припомнить, когда мы последний раз так смеялись в театре. Стоит отметить еще одно достижение Серебрянникова: похоже, ему удалось сформулировать русскую национальную идею — то, что раньше определялось как «умом Россию не понять». Подсмеиваясь над китайцами, уничтожающими свои обеды при помощи неудобных палочек, русский самородок с гордостью объявляет: «Мы к их палке приделали черпалку!» То есть мимо рта не пронесешь. Вот она, русская смекалка!

Примечательно, что на закрытие гастролей прилетел сам Олег Табаков, по его словам, проходивший обследование в Швейцарии. Вид у маэстро был весьма свежий, однако некоторая сентиментальность и грусть в его голосе заставили нас, истинных поклонников его таланта, взволноваться — а все ли в порядке со здоровьем у знаменитого актера? Будем надеяться, что ничего серьезного — просто Табакову так же жаль расставаться с Питером, как и нам с его замечательным театром.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000