Боязнь пространства

Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Михаил Угаров написал великолепную пьесу: остроумные перепалки, глубокомысленные монологи, динамичное действие, колоритные характеры, три-четыре шутки, которые будут всплывать в памяти годы спустя. После его «Облом Off» все разговоры о кризисе современной драмы пора прекращать. Но поставил он ее так, словно почему-то стесняется собственного текста.

Такое впечатление, что Угаров, впервые выступающий в роли режиссера, все время боялся, что зрители чего-то недопоймут в его пьесе и, не дай бог, заскучают. Он придумал кучу приспособлений для актеров, оснастил действие хохмочками и примочками. Благодаря этому актеры чувствуют себя легко и свободно, но иногда действие начинает напоминать провинциальный КВН. Угаров использовал все запрещенные постановочные приемы, даже вывел на сцену пару детей. Кажется, что только отсутствие в штате Центра драматургии и режиссуры дрессированной кошки не позволило ему оживить действие с помощью четвероногого друга. На балкончике пилит на скрипочках, сопровождая действие, крошечный оркестрик, с легкой руки Кустурицы внедрившийся во все модные постановки. Ничего не забыто.

Но, несмотря на эту наивную заботу о публике, зрителю, пришедшему на «Облом Off», можно только позавидовать. Он попадет на райски неспешный, пленительно остроумный спектакль, где талант исполнителей конкурирует с качеством текста. Отвыкшим от качественного театрального продукта потребителям остается только разинув рот следить за тем, как актерская интонация играет в поддавки с авторской мыслью.

Пьеса Угарова, написанная по мотивам «Обломова», существует не в XIX веке и не в XXI. Ее герои живут в великом нигде русской литературы. Это неуютная ничья земля, по которой они слоняются, ведя бесконечные разговоры, витая в облаках, строя воздушные замки. Странный человек Обломов, но «не странен кто ж? ». Всем угаровским симулякрам неуютно в жизни, все они, как могут, прячутся от нее. Штольц, как безумный, с головой уходит в «дела», доктор катается по комнате на деревянной лошадке, Ольга Ильинская поет Casta diva и пишет Обломову многостраничные списки книг, которые он должен прочитать. Самый наивный из них, Обломов просто лезет под стол и предупреждает: «Я в домике».

Все эти тонкие, запутанные отношения, что рвутся, как плохая пряжа, молодые актеры центра распутывают с удовольствием. Они по старинке сосредоточенно общаются с партнером, умело молчат на крупном плане и возвращают весь лоск и блеск затертому понятию «психологический театр». Четкий, как графический силуэт, врезается в мизансцены Штольц (Андрей Белый). Как Дон Кихот с ветряными мельницами, сражается с согласными в слове «предупреждены» доктор (Артем Смола). Уходит в себя, прячась за шторами век, Обломов (Владимир Скворцов). И мелким бесом рассыпается Захар (Владимир Панков), скандальное alter ego своего безответного хозяина.

Пьеса Угарова несколько лет пролежала во МХАТе им. Чехова, руководство которого регулярно ищет хорошие новые драмы. В конце концов Угаров забрал ее и поставил сам в Центре драматургии и режиссуры п/р Казанцева и Рощина. Теперь перед каждым спектаклем «Облом Off» перед центром собираются толпы фанатов и, нарушая все законы пространственной геометрии, переполняют крошечный, на 150 мест, зал. А тем временем во МХАТе, при поддержке Министерства культуры, идет конкурс на лучшую современную пьесу.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000