Евгений Киндинов: «В первом акте „Трех сестер“ я за кулисами соловьем свистел»

Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005
Сегодня исполняется шестьдесят лет знаменитому русскому актеру Евгению Киндинову. Всенародную известность он приобрел после фильма Андрона Кончаловского «Романс о влюбленных». Евгений Киндинов сыграл сорок ролей в кино и около пятидесяти — в театре. После окончания Школы-студии МХАТ он стал актером МХТ имени Чехова, где и работает по сей день. С Евгением КИНДИНОВЫМ встретился специальный корреспондент «Известий» Артур СОЛОМОНОВ. 

известия: Горбинка на вашем носу — это след драки?

Киндинов: Именно, драки. После очередной такой драки меня сестра и привела в Дом пионеров, чтобы я хоть чуть-чуть из-под влияния двора освободился.

известия: Расскажите о театральной студии, с которой началось ваше увлечение театром.

Киндинов: Об этом я могу рассказывать бесконечно. Провидение однажды использовало мою старшую сестру: она взяла меня, одиннадцатилетнего, за руку и отвела в театральный кружок Дома пионеров. Он находился на Старом Арбате, недалеко от Театра Вахтангова. Я думал — ну побуду тут недельку. Но вот эта неделька… уже почти пятьдесят лет тянется (смеется). Наш педагог Александра Георгиевна Кудашева научила нас полюбить само дело. Не аплодисменты, успех, ощущение своей исключительности. Поэтому мне было потом очень легко, когда я пришел во МХАТ и начал играть, скажем, народные сцены, слуг и всяких негров. В «Трех сестрах» я был тринадцатым офицером, а в первом акте за кулисами соловьем свистел. Даже на гастролях в Японии я это делал. А в другой день играл Ваську Пепла. Мне это нравилось, я не считал это для себя зазорным.

известия: Был довольно долгий период в вашей биографии, после выхода фильма «Романс о влюбленных», когда вы получали потоки писем от поклонниц, на улице останавливали, автографы просили, в рестораны приглашали. А потом — по-другому не бывает — началось некоторое охлаждение. Как вы это переживали?

Киндинов: Переживал. Сильно. Мне, театральному актеру, переживать периоды простоя в кино было легче, нежели некоторым моим коллегам, которые жили только кинематографом. Я некоторых из них пытался переманить в театр. Мне было легче, поскольку главной своей работой я считал и считаю театр. Смотря телевизор, я вижу, что почти сто процентов сериалов снимают, требуя от актера только органики и знания текста. И дубли-то не всегда снимаются, и репетиций почти не бывает. Конечно, это не способствует творческому росту молодых артистов. Но и отказываться им тоже трудно, я понимаю… Да и раньше было такое. У меня тоже был не один пяток картин, в которых можно было бы не сниматься. Но легко говорить об этом по прошествии времени, а когда тебя тянут направо и налево — сложнее.

известия: Жалеете о том, что в кино играли много и не очень разборчиво?

Киндинов: Раневская сказала в свое время, что сыграть плохую роль в кино все равно что «плюнуть в вечность». Признаю, я делал это не раз. Вообще я стараюсь смотреть на себя и на жизнь трезво.

известия: В 1977 году появилась гневная статья по поводу ваших гастролей в Ижевске. Писали, что молодой актер Евгений Киндинов наскоро сыграл в быстро скроенном спектакле: режиссер был из Душанбе, актеры из разных театров, а билеты продавались на пятьдесят копеек дороже. По сути это был антрепризный спектакль, которых сейчас — пруд пруди.

Киндинов: Видите, как меняется время. Сегодня это в порядке вещей, а тогда стоял вопрос об отчислении меня из театра за такую «антрепризу». Тогда уже существовали прорывы в новую театральную экономику. Но на страже стояли некоторые деятели культуры периферии и журналисты. А разъезжал я по стране много. Помню случай, когда мы играли в одной из республик Северного Кавказа. Нам после этих коротких гастролей местные культурные власти предложили стать заслуженными артистами местной автономной республики.

известия: Вы отказались?

Киндинов: Отказался, потому что все республики у нас равны (смеется). Я немножко подождал и получил звание заслуженного артиста самой большой из республик Советского Союза — РСФСР
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000