Гамлет от Табакова

Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Вчера премьера «Гамлета» стала очередным возвращением в новый МХТ того репертуара, которым МХТ старый, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году, прославился.

Не случайно Юрий Еремин ворожил над пьесой Островского «Последняя жертва», старательно перенося ее действие в самый год рождения Художественного театра и превращая героя Олега Табакова из корыстного купца 70-х годов XIX века в просвещенного мецената эпохи модерн, этакого Савву Морозова, вложившего, кстати, немало средств в рождение новаторского театра.

Табаков придумал замечательный проект: потихоньку внедрять в сознание публики, что нынешний, табаковский, МХТ есть прямое продолжение, повторение того, в котором играли Качалов и Москвин, Книппер-Чехова и Лилина. Вот и буковка «а», втиснувшаяся в название театра в советские годы, из него выпала. И все стало почти как прежде. Пьеса Булгакова «Дни Турбиных», ставшая"советской «Чайкой» Художественного театра, идет? Идет, хоть и под другим названием. Пьеса Мольера «Тартюф», которую ставили в этом театре и Станиславский, и Эфрос, идет? Идет! В постановке Нины Чусовой! «Господа Головлевы», в которых играл великий Смоктуновский, идет? Идет! С самим Евгением Мироновым! Горький, столь важный для Станиславского, идет? Идет! И не что-нибудь, а «Мещане»!

Для полноты картины не хватало только самой знаменитой сказки и самой знаменитой трагедии. И вот Дмитрий Черняков репетирует «Синюю птицу» Метерлинка, а Юрий Бутусов показывает сегодня премьеру «Гамлета».

Если и «Синяя птица» выйдет в нынешнем сезоне, то окажется, что табаковский МХТ повторит две самые знаменитые «символистские» постановки МХТ исторического. В 1908 году появилась «Синяя птица», в 1911 году — «Гамлет».

Примерно в это же время поэт Иннокентий Анненский написал: «Не думать о Гамлете для меня… значило бы отказаться … от мыслей об искусстве, т. е. от жизни». Таково было место этой трагедии в сознании русского интеллигента прошлого века. Россия, как и весь мир, вступала в пору страшнейших катаклизмов. Таяли и готовились к гибели две великие империи — российская и английская. Век вывихнулся, расшатался, вышел из пазов, и был только один человек, «лучший из людей», как называл его Крэг, который мог эту связь восстановить. «Для меня секрет исполнения пьесы заключается в способности актера понимать Страсть… накал Страсти, спокойствие Страсти, ее экстаз… Гамлет — избранник, и все же он любит Офелию. .. и в этом проявляется его избранность … Потому что он создание Воображения, потому что он рожден Поэтом. Он не принадлежит реальности. Помните улыбку Джоконды — это улыбка Леонардо… У Гамлета — та же улыбка…», — так фантазировал Крэг накануне репетиций в Художественном.

Потому и хотелось Крэгу, чтобы играл Гамлета сам Станиславский, идеальная, по мысли великого английского новатора и театрального мыслителя, «сверхмарионетка». Они не договорились. В 1911 году Гамлета сыграл Василий Качалов. И с тех пор идеи Крэга об актере как сверхмарионетке, о ширмах, разрезающих пространство на свет и тень, волновали не одно поколение людей театра — от Мейерхольда и Вахтангова до Брехта.

О том, насколько они оказались важны для питерского режиссера Юрия Бутусова и его команды — однокурсников и «ментов» Михаила Пореченкова (Полоний), Константина Хабенского (Клавдий) и Михаила Трухина (Гамлет), — читайте в следующем номере «РГ».
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000