Абсурдно что-то в Датском королевстве

Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
«Гамлета» в МХТ еще до премьеры обозвали «ментовским». Формально это правильно, но, по сути, несправедливо. Да, действительно, на сцене присутствуют «мент» Трухин, «убойщик» Хабенский и агент нацбезопасности Пореченков, замешанные благодаря нашему родному ТВ в таком количестве убийств, что и не снилось Шекспиру. Однако тот «Гамлет», которого поставил режиссер Юрий Бутусов на самой легендарной сцене страны, не имеет отношения ни к сериальному конвейеру, ни к любой детективной истории про решительных мужчин с пистолетом.

Решительность — понятие из другой оперы. Это как раз про «оперов», простите за каламбур. Только Шварценеггер мог в «Последнем герое боевика» схватить череп Йорика и мрачно сказать: «Быть иль не быть? НЕ БЫТЬ!» — мрачно пальнув из ружья в пространство. Герои Бутусова не будут стрелять. Даже последняя дуэль здесь проходит без размахивания рапирами. Не в отравленном клинке дело. Дело в разъедающем все яде, которому не нужен клинок.

Этот яд всюду. И не стоит цитировать фразу про прогнившее Датское королевство. Яд внутри каждого, кому доступно страшное умение мыслить, отрезающее возможность действовать. Итог — «бесплодье умственного тупика», где вянет, как цветок, решимость наша. Про это бесплодье и ставит свой спектакль Юрий Бутусов.

Новый «Гамлет» — подарок для тех, кто любит живопись Магритта. Поклон театрального художника в адрес бельгийского сюрреалиста весьма отчетлив, мужчины в котелках прочно окопались на сцене. Другой поклон — в адрес обожателей Стоппарда и Беккета — сделан уже режиссером. Этот «Гамлет» вообще предназначен тем, кто однажды осознал абсурдность мира, после чего круг замкнулся, и герой-читатель-зритель ждет одного: чтобы внешний мир сам дал повод к действию. Надо мстить за отца? Да. Но Король-убийца Клавдий, обаяшка Хабенский, улыбается. Мы знаем, что он мерзавец, но улыбка обезоруживает. Гамлет же все ждет и ждет вызова, он играет только черными. Единственное, что он может сделать, — поставить спектакль-мышеловку. Согласитесь, типично интеллигентское решение. ..

Исполняющий роль Принца Датского Михаил Трухин известен в стране исключительно по «Улицам разбитых фонарей». Такова новая реальность: фантастический актер задвигается в угол обшарпанной «ментовки». Сцена расставляет все по своим местам, зачеркивая телештампы. Трио Трухин — Хабенский — Пореченков играет так, как играют джаз: дополняя друг друга, подхватывая импровизацию партнера, создавая на сцене что-то ошеломляющее. Закончилось действо, а музыка еще звучит в ушах.

Эта музыка не может быть описана логичными фразами. И она не слишком легка для восприятия. По крайней мере в антракте наличествовали дезертиры. Компания дорого одетых мужчин покидала театр, обсуждая место будущего ужина.

 — Ты куда хочешь?

 — А поехали в «Пушкин»!

Бесплодье умственного тупика этой команде точно не грозило.

Диалог зрительниц на премьере

 — Ой, смотри, Ярмольник! Давай подойдем к Ярмольнику?
 — Зачем?
 — Ну скажем ему, как он хорошо смотрится в КВН!
 — Гляди, Бондарчук сидит!
 — Где?
 — Ну вон же его лысина!
 — А кому Ярмольник машет? Ой, Шакурову! А тут еще Соловец из «Ментов»!
 — У-У-У-УХ!
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000