Массовый заплыв в свитерах

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
МХТ им. Чехова продолжает искать правду жизни в литературе эпохи СССР. Во всяком случае, вторая за неделю премьера на Малой сцене Художественного — по рассказам Владимира Маканина — вызывает не меньший интерес, чем инсценировка прозы Распутина. «Река с быстрым течением» — так называется спектакль в постановке Марины Брусникиной.

Брусникина заставила своих артистов ходить по городу в прямом смысле слова. Под ногами у них не пол, а улицы, реки, стены домов — простая, но удачная находка сценографа Кузнецовой. В городе живут люди, которые для правильного советского писателя не представляли интереса, так же, как и сегодня не являются объектом внимания современной драматургии. Не доблестные труженики СССР, ни олигархи, ни братва из криминальных структур, а просто люди, что ходят парами и завтракают «колбасой с яйцом». У них даже есть фамилии — Ткачев, Корнеев, Ключкарев, Алимушкин? Но, можно сказать, просто Он и Она проживают на земле свою прозу.

В прозе, талантливо прописанной Владимиром Маканиным, Брусникина ищет свою поэзию. На поиски она призвала чисто женскую команду: сценограф, художник по костюму и свету — дамы весьма талантливые. В диалоге сценографа и художника по костюмам (Светлана Калинина) — уютное единодушие. Одна разбросала по городу клубки шерсти, другая — связала из них большие мягкие свитера, в которые и одеты актеры. Похоже, теплый трикотаж — единственное, что защищает героев не только от плохой погоды.

«Реку» можно назвать бесконтактным действием. На два с половиной часа — всего один поцелуй, одни объятия и одно рукоприкладство. Все остальное — игра слов, а не рук. Так что, когда персонаж сообщает: «Мы лежим в постели», не ждите кровати и поз под простыней. А есть диалог в ней — сильный, пробирающий. 

Диалог — тот основной способ, с помощью которого герои передвигаются по городу и заполняющим его рекам. У каждой — свое течение, и каждый барахтается в них как может. Чаще всего медленно и грустно по результату. Но то, что из довольно печальной прозы удалось достать комичное и схватиться за него, как утопающему за соломинку, — большое достижение режиссера Брусникиной и ее артистов. Замечательно работают Валерий Трошин, Игорь Золотовицкий, Ольга Литвинова, Янина Колесниченко, Павел Ващилин, Кристина Бабушкина.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000