Коллекция Табакова

Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Художественный театр продолжает массированное репертуарное наступление по всем фронтам: «Утиная охота» Александра Вампилова стала десятой премьерой театра в текущем сезоне.

Безнадежно грустные пьесы Вампилова о провинциальных людях и их провинциальных драмах не слишком часто ставятся в последние годы. Сразу после трагической и нелепой гибели драматурга в 1972 году в стране был недолгий, но основательный вампиловский бум — один только «Старший сын» шел в сорока четырех театрах. Пьесы Вампилова были признаны классикой, но вскоре почти перестали появляться на сценах.

Человек дела Олег Табаков упрямо насаждает любимую им вампиловскую драматургию на всех подведомственных подмостках: в Школе-студии студенты его мастерской играют «Прощание в июне», в Табакерке недавно вышли «Провинциальные анекдоты», а теперь — главная пьеса Вампилова в главном театре страны.

Успех «Утиной охоты» у публики был очевиден заранее. И основная приманка зрителей — не Вампилов, а герои из телевизора: Игорь Плахов и Леха Николаев, сериалы «Убойная сила» и «Агент национальной безопасности». За полчаса до начала спектакля на меня, а точнее на мою программку накинулась группка молодых людей с единственным вопросом: «А правда, что менты сегодня играют?» Сериальная слава, конечно, неизмеримо шире сценической, но петербургские актеры Константин Хабенский и Михаил Пореченков заслуженно знамениты и среди театралов. В команде своего однокурсника режиссера Юрия Бутусова они играют на сцене Театра Ленсовета жесткие и сложные спектакли по Беккету, Камю, Бюхнеру (премии «Золотой софит» и «Золотая маска»).

Спектакль во МХАТе — довольно редкий для сегодняшней сцены случай, когда театр идет за пьесой «след в след», не подчиняя ее головокружительным режиссерским концепциям, почти буквально выполняя ремарки автора. Раньше это было естественно и необходимо, сегодня — чуть ли не революционно. Трагедия героя Хабенского — Зилова, утопающего в унылом цинизме и примелькавшемся лицемерии жизни, сыграна скупо, с предельным напряжением актерских сил. Милая, но привычная жена, обыденно пошлые друзья-подруги, случайная наивная девушка, которую так просто завоевать, мечта о недосягаемой утиной охоте — все крутится вокруг Зилова. Хабенский с блестящей достоверностью играет и тупое утреннее похмелье, и лихорадочный пафос обличения, и душевную тонкость, и самоупоенный полет вранья, и полное безразличие к чувствам окружающих?

Незыблемым столпом высится в этой карусели лишь трезво равнодушный Официант, настоящий охотник, холодный и жестокий, каким никогда не быть неврастенику Зилову. Отлично укладываются в эту роль фирменные черты «агента национальной безопасности» Пореченкова — крепкий небритый подбородок, поигрывающие мускулы, поблескивающие белки глаз.

На поворотном круге малой сцены мелькают места действия: квартира, кафе «Незабудка», контора, в которой работают персонажи, автомобиль шефа, охотничья лодка. В финале навстречу всему этому по кругу бежит несостоявшийся самоубийца Зилов, снося мебель, всем телом ударяясь о двери и стены. И в сгущающейся темноте звучит еще один выстрел, незапланированный автором, — каждый может додумать сам, куда он был направлен — в утку или в себя.

Руководитель МХАТа продолжает собирать в свою труппу все самое многообещающее, что есть в отечественном театре. Пока Хабенский и Пореченков мотаются на репетиции и спектакли в Москву из Питера и обратно, но их судьба обсуждается — возможно, друзья перейдут в штат Художественного театра.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000