6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского

, 10.04.2006
Художник, одаренный Богом

Потеря друга оставляет в душе пустоту, которую ничто не может восполнить.
Умер мастер — умница, тонкий, одаренный Богом художник. Мы потеряли товарища.
Но сказано: «Не скорбите о тех, кто ушел из мира, но будьте признательны судьбе за то, что они были, и были с вами».
Перед лицом смерти слова бледны. В который уже раз мы чувствуем себя бессильными выразить словами душевную нашу тоску.
Если и возможно утешение, то лишь при мысли, что Давид Боровский прожил жизнь, наполненную вдохновенным трудом, и имя его отныне будет вписано в плеяду тех, кто внес вклад в современную нашу культуру.
Мы любили его и будем помнить о нем до конца наших дней.

Отар ИОСЕЛИАНИ, Борис ЗАБОРОВ


Его не могло не быть

Он был Божим подарком нам всем, он был счастьем для друзей со своим умом, деликатностью, нежностью и тихим гением. Ему не было равных (как, впрочем, каждому великому художнику, создающему время). Он был благодарным другом и товарищем.
Какое счастье мне выпало дружить с Давидом более пятидесяти лет, смотреть его спектакли, читать его добрые и тонкие рассказы о Киеве, о коллегах, наблюдать его в работе, беседовать вечерами на кухне, где хозяйничала хлебосольная жена Марина.
Его понимали и любили. Теперь на этом месте, где жило непобедимое влечение к этому несравнимому человеку и мастеру, будет квартировать печаль утраченной любви!
Спасибо, Дэвик, и прости.

Юрий РОСТ


Соавтор «Гамлета»

Это произошло в Колумбии. Давид Львович повез показывать свою выставку макетов вместе с гастролями «Трех сестер», «Войны и мира» Петра Фоменко и «Невского проспекта» петербургского театра «Потудань», проводимыми Международной конфедерацией театральных союзов. Обширнейший инфаркт. Сделали операцию. Ночью после операции Давид Боровский умер во сне.
Ему был 71 год. По объему сделанного — много больше. Главное — он навсегда сдвинул все тектонические слои, переместив профессию сценографа на самые высокие ступеньки театральных иерархий. Благодаря оформленным Боровским спектаклям стало ясно, что сценограф из доступного ему материально-вещного мира может извлекать самую тонкую смыслообразующую материю. Часто он был, оставаясь сценографом, еще одним режиссером спектакля.
Начинал с мейерхольдовцем Леонидом Варпаховским. Ставил с Эфросом «Сказки Старого Арбата», «Дон Жуана», «Турбазу», «Эшелон». Больше всего Боровский работал с Любимовым — и на Таганке, и за границей. Без Боровского не мог состояться «Гамлет», где самовязаный, сверхвыразительный и сверхфункциональный занавес стал второй после Гамлета-Высоцкого легендой. Боровский, оказавшись в зоне наблюдения за Таганкой гигантского телескопа, сам стал «заметным и видимым». Умел и любил работать в команде, растворяться в кипящем бульоне театрального быта, выуживая из него потом самое ценное и емкое.
Тогда на Таганке, слушая друг друга, слышали время.
Внешне грубо вылепленный, с тяжело горящим взглядом, Боровский был похож на напряженные железные нервы изломанных труб таганковских кирпичных коридоров. Он пришел в профессию в конце пятидесятых, когда советский театр менялся решительно и во всех направлениях. И оставался одним из столпов легенды о великом русском театре до конца. Кто видел его спектакли хотя бы из недавних — «Молли Суини» Додина, любимовскую «Шарашку», «Игрока» в Большом — они вспыхнут в мозгу лаконичной, въедливой, усмешливой и чистой картинкой.
Сценографы, если живут работой, не оставляют баек и скандальных сказок. Оставляют спектакли. Последний спектакль, оформленный Боровским в Москве, — «Затмение» в «Ленкоме». На сцене выросла сияющая белизной и никелем больница, которая сама стала последним домом сценографа.
Последним спектаклем, оформленным Боровским, стал «Король Лир» Льва Додина в Малом драматическом (премьера состоялась в середине марта).
Его уход — это конец целой театральной эпохи.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000