Всего понемногуАлиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Не иметь в репертуаре МХАТа «Чайки» пьесы, для Художественного театра символичной, неприлично. Поэтому премьера возобновленного спектакля Олега Ефремова была сыграна в середине октября, когда МХАТ праздновал 103-й юбилей. И можно уверенно сказать, что круг почитателей у спектакля будет: это интеллигенция, любящая загадочность чеховского текста и старомодную неторопливость сценического действия. Тем не менее, на возобновленном спектакле невозможно отделаться от мысли: в той же самой сценической обстановке совсем другие актеры некогда любили, страдали и творили, а те, кого мы видим сейчас, не то призраки, не то персонажи другой пьесы. Нынешние исполнители, правда, стараются по возможности бережно сохранить внешний рисунок своих ролей, созданный их предшественниками, но их актерские организмы с таковым уже не монтируются. В наиболее выигрышной ситуации оказывается Ирина Мирошниченко Аркадина и Евгения Добровольская влюбленная и чувственная Маша: у обеих актрис образы родились заново, а мощные индивидуальности сломали каркас традиции. Аркадина и Маша стали самыми «живыми» персонажами нынешней «Чайки». Другим же бережное отношение к театральной истории только мешает. Евгению Миронову в роли Треплева и Марине Салаковой Заречной неуютно играть на непривычно большой сцене, и временами обоим не хватает «нутра», чтобы воздействовать на почти тысячный зал. Миронов замечательно играет и трепетную привязанность к Нине, и мучительную судьбу несостоявшегося литератора, однако временами за органичностью игры чувствуется актерская неуверенность. В этой «Чайке» Треплев, как никогда, одинок и несчастен, а атмосфера вокруг него на удивление холодна: пресловутых «пяти пудов любви» нет и в помине. Так, всего понемногу: и нежности, и усталости, и жизни, и смерти. И еще легкий привкус прошлого. Аромат ностальгии, напоминающий о чем-то ушедшем безвозвратно, когда-то любимом, но ныне утерянном. Хотя в чем-то, наверное, это вполне соответствует настроениям чеховской пьесы. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |