Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде»

Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Если перебирать артистов, которые могли бы сыграть обольстительную красотку, то фамилия Дмитрия Дюжева в этом списке будет стоять где-нибудь ближе к концу. ВОТ Космос из «Бригады» — да, он. Или провокатор Азеф из «Всадника по имени Смерть» — тоже подходит. И даже монах из «Острова» — тоже вполне. Но женщину?! Тем не менее именно Дюжева пригласил режиссёр Евгений Писарев на одну из главных ролей в спектакль «Примадонны», премьерой которого МХТ завершает год и открывает после реконструкции основную сцену.

Где у женщин логика
ДЛЯ меня самого это предложение стало полной неожиданностью. Но мне было важно найти оправдание этой истории. Зачем двум актёрам выдавать себя за племянниц умирающей миллионерши? Получается, что мой герой и герой Юры Чурсина оказываются на грани жизни и смерти: в профессии успеха нет, да и возвращаться им особо тоже некуда — они же бездомные, существовали только за счёт спектаклей. И нужно либо идти на какое-то тяжкое преступление, либо использовать тот случай, который им подарила судьба, и обойтись меньшим злом, пойдя на такую махинацию. 
Я очень много нового узнал — и о женщинах, и о женской психологии, и о женской логике.

А уж женская одежда!.. Когда колготки новые, вообще непонятно, где у них перёд, а где — зад. В этом, наверное, и заключается суть женской логики? Загадочной?
Первый опыт перевоплощения я получил у знаменитого английского режиссёра Деклана Донеллана в «Двенадцатой ночи» (там все роли играют только мужчины). К нам приезжала Джудит, помощница Донеллана. Она учила нас правильно двигаться — ведь у женщин даже центр тяжести находится не там, где у мужчин. Это другое ощущение от походки, от тела целиком. Поэтому, работая над «Примадоннами», с каблуков мы уже не падали.
Лёгкие деньги не соблазняют
В ШКОЛЕ для одарённых детей (Дмитрий закончил её в Астрахани в 1995 г. — Прим. ред.) я учился на художественно-эстетическом отделении. Обучение строилось с таким расчётом, чтобы детям некогда было болтаться по улицам. Помимо уроков мы и творческие вечера устраивали, и спектакли, и бенефисы учеников — со стихами, музыкой, которую писали сами. И всё равно хватало времени и на двор, и на посиделки в подъезде.

Московский театр юного зрителя — это был сознательный выбор. Учась на третьем и четвёртом курсах, я работал в «Ленкоме» у Марка Захарова, который был нашим педагогом. Но мне хотелось уже самому играть роли, а не наблюдать. Но Яновская, худрук ТЮЗа, очень убедительно сказала: «Приходите в наш театр — всё у вас будет». И я поверил. 
Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Ролан Быков начинали в этом театре. Я и сейчас пользуюсь полученным там опытом, потому что зритель-ребёнок очень точно чувствует настроение артиста, его внутреннюю эмоцию, хотя видит перед собой не актёра, а персонаж.

В МХТ порядки строгие. И это повод задуматься: может, и не стоит разбрасываться, соглашаясь на не очень качественные проекты? Артист свободный ради денег согласится на любое предложение — только бы была работа. Олег Павлович даёт хорошую зарплату — на неё можно прожить. Но при этом очень чётко следит за качеством и недобросовестно сделанные вещи на сцену просто не выпускает.
Меня лёгкие деньги не соблазняют. Я веду телепередачу на одном из каналов, есть съёмки в кино. Их немного, но это то, в чём стоит сниматься.

Космос в «Бригаде» была первая моя большая работа. О общественном резонансе, который вызовет этот сериал, о будущей славе тогда никто не думал. По крайней мере я. Был интересный сценарий и режиссёр, для которого это тоже был дебют и который своей энергией заражал нас.
Мне кажется, что герои «Бригады» — это порождение политики, которую в те годы вела наша страна. Значение закона ослабело, и те, кто посильнее, сориентировались на месте. И, сориентировавшись, поняли, что не закон, и не правительство, и не по-настоящему авторитетные личности формируют наше сознание, нашу жизнь, наши взгляды. Эту нишу вполне могут занять они. Чему Космос, Пчела, Саша Белый нас научили? Наверное, тому, что правительству нельзя быть до такой степени мягкотелым, чтобы не контролировать общество.

Греховного ничего в актёрской профессии нет. Напротив, эта профессия нравоучительная. Артисты далеко уже не скоморохи. Они несут зрителю мысль, а не только развлечение. 

Мне очень понятна та жизнь, которую Павел Лунгин показал в «Острове». Какое-то внутреннее стремление к этому у меня есть, но пока находятся силы, чтобы существовать в светском мире и пытаться жить с правдой и со стремлением к святости здесь.

От Интернета я себя стараюсь ограждать. Иначе могу пропасть там на всю ночь. А ведь нужно давать себе время на отдых. Сцена отнимает много сил — и физических, и душевных. И вне сцены приходится себя ограничивать — не позволяешь каких-то лишних развлечений, слабостей. Но эти лишения оправданны.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006